ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайские династии, или «Воля небес»

Великая Эпоха
Основатели китайской династии Чжоу (周朝) примерно 1100 лет до н.э. заложили философские убеждения о том, что Небеса даровали право управлять государством людям высокой морали.

Драконов на Востоке считают добрыми существами. Говорят, что в третьем тысячелетии до нашей эры они спускались с небес и сопровождали великих императоров. Ещё раз драконы провожали императоров, когда те возносились на небеса, завершив свою земную миссию.
Драконов на Востоке считают добрыми существами. Говорят, что в третьем тысячелетии до нашей эры они спускались с небес и сопровождали великих императоров. Ещё раз драконы провожали императоров, когда те возносились на небеса, завершив свою земную миссию.
Это убеждение, которое также называют «волей небес» (天命, произносится «тьен мин»), уходит корнями в древнюю китайскую культуру. Оно оказало существенное влияние на всю историю Поднебесной.

В соответствии с этим верованием предполагалось, что правитель должен быть мудрым и следовать Дао — воле небес — и доверять судьбе.

Древние китайцы считали императора «сыном неба», выше которого лишь Небеса.

Лао Цзы (老子) выразил свои взгляды на единство Небес и человека в произведении «Дао Дэ Цзин» (道德經): «Человек следует за землёй, земля следует за Небесами, Небеса следуют за Дао, а Дао следует естественности».

Мудрые и способные правители в древнем Китае почитали Небеса, а также ценили, уважали и защищали свой народ. Историки записывали все высказывания и деяния этих императоров а манеры их оценивали по критериям Конфуция.

Благородные правители Китая окружали себя мудрыми и добродетельными чиновниками, которые одновременно выполняли для них роль учителей и советников. Одним из таких был И Инь (伊尹), который помог Шан Тану (商湯) основать династию Шан (商朝) и стал его первым премьер-министром.

Цзян Цзыя (姜子牙) — ещё один мудрый сановник, почитаемый в истории. Он помог королям Вэню (周文王) и У (周武王) создать китайскую династию Чжоу.

Следовать Дао

Когда правитель совершал аморальные поступки, его критиковали министры и люди. Когда властитель переступал черту, народ мог свергнуть его. Так, например, произошло, когда Шан Тан сверг тирана Ся Цзе (夏桀), последнего императора династии Ся (夏朝).

Подобным образом король У сверг императора Чжоу (紂王), последнего правителя династии Шан.

Традиционная китайская культура не считает эти восстания нарушением преданности или Дао, а полагает, что это скорее соблюдение Дао и следование воле небес.

Древние китайцы также верили в то, что стихийные бедствия — это знаки небес, указывающие, что правитель отклонился от Дао.

Если правитель игнорирует эти знаки, то небо может послать более сильное предупреждение, пытаясь пробудить его совесть. Если он и дальше будет игнорировать предупреждения, то бедствия последуют одно за другим.

Считалось, что таким способом боги показывали своё сострадание к людям.

Из исторических записей Китая видно, что от нравственности правителя и народа зависела судьба династии. Предающийся пороку император мог вскоре быть повергнут, и его династия заканчивала существование. На смену ему приходил мудрый правитель, и в стране воцарялся мир и процветание на многие века.

Синди Чань и Блейк Ли, Великая Эпоха