Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 2
В противостоянии Ху и Цзяна, которое началось с тех пор как Ху стал преемником Цзяна в 2002 году, следующим решающим шагом было определить состав постоянного комитета политбюро из 9 членов, которые управляют компартией, а также правопреемника Ху. Об этом было объявлено в 2007 году на 17-м партийном съезде.
Цзэн Цинхун, сторонник Бо Силая, был вынужден уйти на пенсию и покинуть Постоянный комитет политбюро. Ху Цзиньтао воспользовался случаем и ввёл в игру Ли Кецяна, тогдашнего партийного главу провинции Ляонин, и Си Цзиньпина, занимающего в то время пост партийного главы провинции Чжэцзян. Обоих Ху ввёл в состав Постоянного комитета и хотел, чтобы Ли Кэцян стал его преемником.
Цзян Цзэминь и Цзэн Цинхун продолжали препятствовать Ху Цзиньтао и не хотели пускать Ли Кэцяна на высшие уровни власти. У Цзяна уже не оставалось верных соратников в Постоянном комитете, кого он мог бы назначить вместо Ли, и поэтому он неохотно выдвинул Си Цзиньпина.
У Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао не было возражений относительно кандидатуры Си Цзиньпина, так как они разделяли общие взгляды. Все трое считали себя учениками Ху Яобана, партийного руководителя, который помог продвинуть экономические реформы в коммунистическом Китае и выступал за политические реформы.
Однако, Цзян, выбрав Си Цзиньпина, хотел выиграть время. Это была своего рода уловка.
Реальные надежды Цзян возлагал на Бо Силая. Бо разработал «модель Чунцина» [Чунцин — мегаполис в центральной части Китая, главой которого был Бо Силай — прим.ред.], политическую программу, направленную на то, чтобы укрепить правопорядок путём искоренения бандитских группировок, а также возродить влияние компартии, поощряя высказывания Мао Цзэдуна о преданности партии.
Фракция Цзяна на 18-м партийном съезде планировала продвинуть Бо в состав Постоянного комитета в качестве преемника Чжоу Юнкана, ответственного за внутреннюю безопасность, а также как преемника Чжоу на посту главы Политико-юридической комиссии (ПЮК). Под контролем ПЮК находятся правовая система, прокуратура, министерство внутренней безопасности, министерство государственной безопасности, министерство юстиции, народная военизированная полиция, а также другие соответствующие министерства и ведомства.
Цзян и Чжоу увеличили бюджет и полномочия ПЮК, сделав эту структуру вторым центром власти внутри партии. Став руководителем ПЮК, Бо Силай мог бы в случае необходимости в нужное время использовать мощную полуторамиллионную военизированную полицию, чтобы свергнуть Си Цзиньпина и захватить власть. И в таком случае преследование последователей Фалуньгун можно было бы не останавливать.
Такова была основная идея их плана, но затем Ван Лицзюнь сбежал в Чэнду.
Когда Ван спровоцировал политический кризис в верхушке компартии, Ху был готов воспользоваться этой возможностью и использовать это в целях устранения Бо Силая. Ху Цзиньтао хотел подобраться поближе к Цзяну через устранение Бо. Уже в марте этого года Бо Силая лишили должности главы Чунцина и лишили всех партийных должностей.
Тем временем, Ху и Вэнь постепенно стали ограничивать власть Чжоу Юнкана и пытались использовать случай Чэнь Гуанчэна, слепого активиста-адвоката, как повод, чтобы ослабить Чжоу.
27 апреля Чэнь Гуанчэн, чья семья удерживалась под домашним арестом в городе Линьи провинции Шаньдун, после успешного побега внезапно появился в американском посольстве США в Пекине, за сотню километров от дома.
На видео Чэнь заявил, что власть Политико-юридической комиссии под властью Чжоу беззаконна, и перечислил, каким оскорблениям он подвергался за последние несколько лет. Чэнь задал Цзябао такой вопрос: нарушают ли чиновники закон самовольно, или же они это делают по распоряжению центральных должностных лиц правительства? Обращаясь к Вену, Чэнь добавил: «Думаю, вам скоро придётся дать ясный ответ перед народом».
Видео Чэня оказало большое давление на компартию и требовало определённых санкций по отношению к Чжоу.
Побег Чэня из Линьи не был удачей или случайным обстоятельством. Высшие должностные лица партии в тайне поспособствовали этому.
Как только со всех сторон началось давление на Чжоу, Ху Цзиньтао столкнулся с сопротивлением.
Чжоу использовал «Глобал Таймс» и прочие издания, которые он контролировал, дабы обвинить Ху в том, что он «позволил США вмешиваться во внутренние дела Китая».
США и Китай пришли к консенсусу спустя 6 дней после выхода Чэня из посольства, однако Чжоу нарушил его и принудил Чэня эмигрировать. В то же время Цзэн Цинхун также начал подстрекать лидеров-ветеранов компартии оказывать давление на Ху и Веня, чтобы не дать им лишить власти Чжоу Юнкана.
Цзэн обратился к выдающимся старейшинам партии, братьям Йе — Йе Сюаньпину и Йе Сюаньнину. Они сыновья фельдмаршала Йе Цзяньина, одного из первооснователей компартии, и каждый из них пользуется довольно большим авторитетом.
Йе Сюаньнин считается своего рода духовным лидером «князьков» — детей поколения основателей партии. Йе Сюаньнин контролирует систему тайных агентов Китая уже долгое время и имеет большое влияние в военных структурах.
Наиболее семья Йе обеспокоена тем, что если Чжоу будет свергнут, власть компартии может рухнуть. Они оказали давление на Ху Цзиньтао, и тот отказался от ареста Чжоу, решив разобраться с ним другим способом.
В начале мая этого года 200 высших чиновников компартии приняли участие во встрече, проводимой в отеле Цзинси, предназначение которой издание «Рейтер» описало как «возрождение единства и приготовления к 18-му съезду партии».
Согласно информации источника, знакомого с обстоятельствами упомянутой встречи, Ху отдал такие указания: Чжоу должен окончательно уйти в отставку. После передачи власти он также потеряет возможность назначить своего преемника в Политико-юридическую комиссию (ПЮК). Чжоу будет разрешено отмежеваться от уголовного дела Бо, и ему позволят занимать партийную должность и после окончания 18-го съезда партии.
На встрече пришли к соглашению, что Чжоу по-прежнему может остаться влиятельным публичным человеком, чтобы создать красивую внешнюю картинку и обеспечить плавную передачу власти.
В то же время, соглашение предусматривает, что члены фракции Цзян Цзэминя, включая министра пропаганды Ли Чанчуня и главы ПЮК Чжоу Юнкана (оба члены Постоянного комитета), должны согласиться с предложениями Вэнь Цзябао касательно политических реформ. Хотя реформ было согласовано не много, но среди них есть и необычные для КНР «свободные выборы». Провинция Гуандун, согласно соглашению, должна возглавить этот эксперимент.
Эти соглашения проложили дорогу для грядущих изменений в партийной структуре.
Эксклюзив: Почему Бо Силай повергнут, а Си Цзиньпин исчез. Часть 4