ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Председатель КНР: культура Запада наводняет Китай

Великая Эпоха
С тех пор как 30 лет назад Китай открыл двери для экономического сотрудничества с Западом, лидеры компартии постоянно боялись, что западная идеология и ценности могут трансформировать китайское общество и режим однопартийной политической системы. Но речь председателя партии Ху Цзиньтао разоблачила новый уровень беспокойства властей КНР относительно угроз проникновения западной культуры и идеологии в Китай.

Барак Обама смотрит на Ху Цзиньтао, который отвечает на вопросы во время пресс-конференции в Белом Доме. 19 января 2011, Вашингтон, США. Фото: Jewel Samad/AFP/Getty Images
Барак Обама смотрит на Ху Цзиньтао, который отвечает на вопросы во время пресс-конференции в Белом Доме. 19 января 2011, Вашингтон, США. Фото: Jewel Samad/AFP/Getty Images
Цюши (Qiushi) — основной журнал Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) — недавно опубликовал речь китайского лидера Ху Цзиньтао на шестой сессии 17-го Национального конгресса, проходившего в октябре.

Обычно конгресс КПК не затрагивает вопросы культуры, но на этот раз эту тему обсуждали. Два месяца спустя журнал Цюши опубликовал сокращённую версию речи Ху из пяти тысяч слов, где ощущалась обеспокоенность относительно вмешательства западной культуры в КНР.

«Враждебные силы усиливают свои стратегические попытки популяризировать западную культуру в Китае и подрывают единство страны, — говорил Ху. — Проникновение в идеологическую и культурную сферу [Китая] — это основные мишени, на которые направлены долгосрочные усилия враждебных сил».

«Враждебные силы»


Некоторые аналитики заметили иронию в заявлении Ху — коммунизм сам по себе импортирован из Запада.

Чжао Пэй, комментатор телекомпании New Tang Dynasty из Нью-Йорка, которая транслирует свои программы на китайском языке, считает, что коммунистическая идеология, которую импортировали из-за границы, проникла в Китай 90 лет назад и доминирует здесь последние 62 года.

Интересен аспект высказывания Ху, в котором он упомянул «вражеские силы», говорит Чжао.

«Эти слова разоблачают негативную позицию коммунистического режима относительно свободного мира. Компартия говорила об открытости и реформах, о желании объединиться с международным сообществом, но это всё обманчивые разговоры», — говорит Чжао. «Истинные намерения этой диктатуры — удержать свою авторитарную власть», — добавляет он.

Поддержание стабильности


Китайские пользователи интернета под влиянием революций на Ближнем Востоке и в Северной Африке в последнее время стали более открытыми и критически настроенными по отношению к режиму. Из-за истощённости экономики страны массовых протестов стало больше.

Режим становится всё строже — аресты большого числа правозащитников и адвокатов, контроль в сети интернет ещё более жестокий, чем в 2001 году. В интернете появилась информация, что бюджет Китая, который предназначен для контроля своих граждан, превышает расходы на военные цели.

После речи Ху во многих крупных городах КНР от пользователей потребовали использовать реальные имена при регистрации в системе популярного портала блогов Weibo.

Линь Хэли, комментатор текущих событий, рассказал Радио France Internationale, что после шестой сессии 17-го Национального конгресса компартия Китая ввела строгие правила по проведению культурных мероприятий и контролю интернета. Кибер-диссиденты также почувствовали приближение нового этапа подавления.

Контроль блогов и интернет-СМИ на протяжении длительного промежутка времени — достаточно сложная задача. Для достижения поставленной цели — «обеспечения стабильности» — компартия обещает увеличить финансирование и задействовать больше человеческих ресурсов.

Ижань Фэн, Великая Эпоха (The Epoch Times)