Туркмения убеждает Украину противиться российской газовой монополии
Великая Эпоха
Ашхабад хочет убедить Киев противостоять российской монополии на поставки газа в Европу, тем временем продвигая свои газовые интересы в европейские страны, говорят эксперты.
Визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Украину на этой неделе рассматривается как попытка убедить украинские власти противиться амбициозному газовому проекту Кремля «Южный поток», предполагающему перенять у Киева роль транзитера российского газа в европейские страны.
«Туркменистан заинтересован, чтобы Украина с этой же целью оказывала публичное давление на Евросоюз. Именно об этом прилетел договариваться с Януковичем президент Туркменистана», — говорит Юрий Корольчук, эксперт украинского Института энергетических исследований.
Туркменистан, газовая отрасль которого зависит от китайских инвестиций, хочет, чтобы Европейский Союз поддержал планы Ашхабада на строительство Транскаспийского газопровода (ТКГ), который пройдет из авторитарной центрально-азиатской страны через Каспийское море в Европу. Туркменские власти хотят соединить эту газовую трубу с альтернативным российской монополии газопроводом «Набукко».
В сентябре прошлого года Евросоюз заявлял, что Транскаспийский газопровод играет важную роль в поставках каспийского и среднеазиатского газа в Европу.
Украина все еще пытается убедить Россию снизить цену на голубое топливо, которая в первом квартале этого года составит $416 за 1000 кубометров, и поэтому вынуждена сокращать поставки газа до 27 млрд кубометров. Однако Москва пока заявила о 10% скидке, после того, как предложила такую же скидку ряду европейских стран.
Россия также указывала, что хочет ускорить строительство «Южного потока», которое планируется начать в конце этого года, и загрузить его до предела — около 60 млрд кубометров, чтобы лишить Украину транзитного статуса.
В понедельник украинский премьер Николай Азаров сказал, что Киев этим летом планирует подписать новый контракт с Россией, который придет на смену заключенной в 2009 году газовой сделке.
Однако он сказал, что если не удастся договориться с Россией, то Украина будет покупать российский газ у немецкой компании «так называемым методом реверсного потока», потому что так будет дешевле, сообщила пресс-служба Партии регионов.
Кроме того, в среду профильный министр Юрий Бойко заявил, что Киев ведет переговоры с Туркменистаном о прямых поставках газа. Однако Корольчук назвал это заявление «игру мышцами перед Газпромом в контексте газовых переговоров».
«Эра дешевого газа по $50 прошла. И о туркменском газе как о „спасательном круге” нужно поскорее забывать. Нужно понимать, что даже призрачная возможность поставок туркменского газа не поможет Украине снизить цену не то что вдвое, а хотя бы на 30%», — отмечает он.
Он привел пример, где Россия покупает туркменский газ приблизительно за $350 за 1000 кубометров, и к этому еще добавляется стоимость транспортировки голубого топлива. Он считает, что Украина может получить 10-15% скидки.
Владимир Сапрыкин, эксперт по энергетическим вопросам, сказал в эфире одного украинского телеканала, что теоретически Киев может закупать туркменский газ, однако Кремль должен дать согласие на это, так как Украина остается большим рынком сбыта российского газа.
Между тем, в прошлом украинское правительство активно закупало туркменский газ, сокращая закупки российского газа. Украинские компании также многие годы остаются основными покупателями туркменского газа.
В свою очередь Корольчук говорит, что Виктор Янукович должен осознавать, что «игра Украины с Туркменистаном вокруг „Южного потока”— это своего рода геополитическая „русская рулетка”, которая не обязательно обернется успехами для Украины».
«Туркменистан в любом случае „пристроит” свой газ в Китай, Иран, Россию или ЕС. А вот Украине нужно уже сейчас искать пути диверсификации поставок газа и, к сожалению, не стоит особенно рассчитывать в этом вопросе на газ из Туркменистана», — отмечает он.
Туркменистан и Россия годами соперничают за европейский рынок. В конце прошлого года Москва заявляла, что вопрос о строительстве ТКГ зависит от «статуса Каспийского моря как внутреннего моря, и требует согласования позиций всех государств, входящих в Каспийский саммит». Кроме России и Туркмении, этими государствами являются Иран, Азербайджан и Казахстан.
В настоящее время Россия закупает у Туркменистана около 10 млрд кубометров газа, а до того, как грянул мировой финансовый кризис, Москва закупала до 50 млрд кубометров.
К тому же в конце прошлого года, российские аналитики достаточно резко комментировали продвижение переговоров между Туркменистаном и европейской стороной по вопросу строительства ТКГ.
«Строительство ТКГ будет означать де-факто признание раздела Каспия на сектора. Это для России совершенно неприемлемо, и ей придется действовать в духе операции по принуждению Грузии к миру. На этот раз придется принуждать Ашхабад и Баку к соблюдению международного права. Возможно, что и путем авиаударов, если они по-другому не понимают», — приводила тогда российская «Независимая газета» мнение Михаила Александрова, эксперта Института стран СНГ.