ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Напряжение между Россией и США отражает дипломатическую паузу

Великая Эпоха
Отношения между Вашингтоном и Москвой становятся напряжёнными после нескольких резких заявлений со стороны российских властей в преддверии президентских выборов в России, которая высказывает беспокойство в связи с планами о развёртывании противоракетной обороны (ПРО) в Европе.

Фото: YEKETERINA SHTUKINA/AFP/Getty Images
Фото: YEKETERINA SHTUKINA/AFP/Getty Images
Недавно российский президент Дмитрий Медведев заявил о том, что если США продолжит развитие системы ПРО в Восточной Европе, создаваемой ещё при администрации Буша, то Россия разместит ракеты ближнего действия на границе с Польшей, укомплектует баллистические ракеты усовершенствованными средствами преодоления ПРО, а также, возможно, выйдет из договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Многие эксперты видят в этом заявлении всё ещё присутствующее со времён Холодной войны представление о США как о заклятом противнике, в то время как Вашингтон больше не рассматривает Россию как источник наиболее вероятных угроз для США и стран Североатлантического альянса (НАТО).

«Кремль, судя по всему, не понимает и не принимает того факта, что Россия больше не занимает приоритетного места в американской и натовской военной стратегии», — отмечает в своем анализе Эндрю Риди, эксперт глобальной экспертно-аналитической организации Фонд Карнеги за международный мир.

Он поясняет, что после распада Советского союза альянс беспокоился только о стабильности в Европе и за последние 10 лет старался адаптироваться к новым угрозам, исходящих из стран Ближнего Востока.

Заявление российского президента также рассматривается как рекламная кампания Кремля в преддверии президентских выборов, на которых предполагается возможная рокировка в тандеме премьера Путина с Медведевым.

В свою очередь, США продолжают заявлять, что развертывание системы ПРО в Центральной и Восточной Европе направлено не на Россию, а на предотвращение атак со стороны Ирана, который обвиняют в создании ядерного оружия.

Главная угроза для Российской Федерации в настоящее время исходит из Северного Кавказа — самая опасная часть в России, где чеченские боевики годами воюют с российскими войсками, чтобы обрести независимость в регионе.

К тому же, в недавнем интервью агентству Рейтер постоянный представитель США при НАТО Ив Даалдер сказал, что если угроза, исходящая от Ирана уменьшиться, то система ПРО в Европе будет ослабляться.

Однако, помимо этого, Россия по-прежнему рассматривает расширение НАТО к российской западной границе как серьёзную угрозу. Подобная концепция также зафиксирована в «Военной доктрине Российской Федерации» за 2010 год.

«Эта позиция не просто основана на нереалистичной оценке угроз, с которыми сталкивается Россия. К сожалению, высокопоставленные кремлёвские чиновники, ведающие оборонными вопросами, воспринимают её как руководство к действию», — говорит Риди.

Кроме того, размещение в Калининграде и Краснодаре ракетных систем «Искандер», нацеленных на Польшу и Румынию, где размещение натовской системы ПРО намечено на период с 2015 по 2018 года, представляется неразумным, говорит Дмитрий Третин, эксперт московского центра организации Фонд Карнеги за международный мир, в своей статье, опубликованной в американской газете New York Times.

«Угрожая странам, в которых будут размещены американские перехватчики, Россия обновит свою репутацию страны, угрожающей безопасности Европы, и поможет сплотить НАТО, что может привести к новой конфронтации», — говорит Третин.

Раздражение Москвы также объяснятся тем, что США и НАТО расстроили планы России в отношении её участия в системе противоракетной обороны в Европе. На прошлом саммите НАТО в 2010 году Обама заявил, что сотрудничество с Россией по ПРО заменит напряжённые отношения обоюдной кооперацией в борьбе с общими угрозами.

Однако Россия уточнила, что согласится присоединиться в том случае, если её будут рассматривать как партнёра, а не как «предмет мебели», и она будет принимать участие в принятии ключевых решений.

К тому же, среди европейских членов НАТО нет единого мнения в отношении принятия России в союз, так как у некоторых политика Кремля в регионе вызывает подозрения, особенно после кратковременного военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года и прекращения поставок газа в Европу зимой 2009 года.

Между тем, НАТО ищет пути взаимодействия с Россией в борьбе с такими международными проблемами, как пиратство и незаконный оборот наркотиков.

Недавнее ухудшение в отношениях между США и Пакистаном, в свою очередь, также представило для США и НАТО, возможно временную, головную боль по поводу поставок оснащения для союзнических сил в Афганистане.

В конце прошлого месяца натовский вертолёт атаковал пакистанскую военную базу, убив несколько десятков солдат, что вынудило Исламабад прекратить поставки топлива и другого оснащения для сил альянса. Тем самым для НАТО был оставлен единственный путь — контролируемая Россией северная сеть маршрутов, проходящих через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

Воспользовавшись удобным случаем, Москва намекнула, что может закрыть эту альтернативную сеть, связывая улаживание проблемы с решением вопроса о размещении ПРО в Европе.

Одной из причин эскалации «кризиса» в отношениях между Россией и США прослеживается попытка Москвы создать неопределённость в Центральной Европе, а именно заставить европейцев думать, что это Вашингтон подталкивает российские власти поступать так, как они поступают, говорит в своем анализе Лаурен Гудрич, эксперт американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.

«Таким образом, это не пауза [в отношениях] между Россией и США, которой Москва добивается, а пауза между Европой и США», — отмечает Гудрич.