ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Cмерть Майкла Джексона привлекла внимание к проблеме зависимости от обезболивающих средств

Великая Эпоха

Выступление музыкантов на поминальной службе по мировой легенде поп-музыки Майклу Джексону в Staples Center в Лос-Анджелесе, Калифорния, 7 июля 2009 г. Фото: Gabriel Bouys /AFP /Getty Images
Выступление музыкантов на поминальной службе по мировой легенде поп-музыки Майклу Джексону в Staples Center в Лос-Анджелесе, Калифорния, 7 июля 2009 г. Фото: Gabriel Bouys /AFP /Getty Images
Трагическая гибель Майкла Джексона вызвала обоснованные подозрения, что болеутоляющие препараты могут вызывать гораздо более серьезные последствия для организма, чем считалось ранее, подняв вопрос о решении этой растущей проблемы современного здравоохранения - зависимости от лекарственных средств.

The Canadian Pain Society (CPS) озабочено тем, что негативная реакция общественности на предполагаемую зависимость Джексона к анальгетикам может привести к осуждению обществом тех, кто уже принимает медикаменты для лечения хронических болей, и вызывать у них обусловленное этим обстоятельством чувство вины. Некоторые пациенты даже напуганы тем, что их лечащие врачи могут вообще прекратить обеспечивать их болеутоляющими лекарствами.

«Каждый раз, когда в мире происходит что-то, вызывающее шумиху вокруг случаев зависимости, злоупотребления лекарствами или использованием их не по прямому назначению, это значительно затрудняет доступ людям к этим медикаментам, - говорит Мэри Линч, президент CPS и профессор университета Далхузи, специалист в области анестезии, психиатрии и фармакологии. - Безвременная кончина Майкла Джексона - это действительно трагедия и нам очень жаль, что так случилось, однако это позволило понять важность проблемы хронических болей и необходимости обеспечения постоянного доступа к болеутоляющим».

Длительная зависимость певца от нескольких видов анальгетиков, включая такие мощные наркотические препараты, как диприван и оксиконтин, говорят, сыграла не последнюю роль в его смерти 25 июня в возрасте 50 лет.

По словам Линча, «все более обостряющаяся проблема ухудшения состояния здоровья населения нуждается в срочном разрешении», например, очередь за лекарствами в течении больше года в одной трети многопрофильных центрах Канады.

«В Канаде шесть миллионов человек страдает от постоянных болей - от умеренных до сильных. У нас проблема недостаточного уровня обслуживания населения, - говорит Линч. - По всему миру, особенно в развивающихся странах, медицинские нормы, регулирующие использование наркотических препаратов, привели к ситуации, когда пациенты, умирающие от тяжелых болезней, таких как рак, не имеют доступ к морфию. На международном уровне существуют огромные трудности получения доступа к необходимым веществам, чтобы помочь людям усмирить боль».

Оксиконтиновая зависимость

В Канаде и США существует быстрорастущая проблема зависимости от рецептурных анальгетиков, в особенности от оксиконтина - препарата оксикодоновой группы, в некоторых районах доходящая до эпидемических масштабов. Сотни смертей связывают с оксиконтином, известным как «деревенский героин», названным так потому, что злоупотребляют им, в основном, в бедных сельских районах США.

Исследования в обоих странах показали, что зависимость от опиодных рецептурных препаратов превысила зависимость от «уличных» наркотиков - героина и кокаина. «Более 80% пришедших к нам пристрастны к рецептурным опиатам, большинство - к оксикодоновым препаратам», - говорит доктор Джон Крэйвен. Крэйвен работает в клинике, выписывающей метадон, г. Лондон, Онтарио, где, наряду с регионом атлантического побережья Канады, один из самых высоких уровней оксиконтиновой зависимости в стране.

Одобренный канадским департаментом здравоохранения около шести лет назад, оксиконтин был разработан как препарат продолжительного действия. Однако, если раздробленную таблетку препарата проглотили, раздробив или разжевав, или ввели внутривенно, это вызывает эффект эйфории, как после принятия героина, вызывающий сильное привыкание от него.

По словам Крэйвена, от оксиконтиновой зависимости чрезвычайно трудно избавиться для опытных бывалых наркоманов, не говоря уже о молодежи, которая все больше впадает в зависимость. Исследования показывают, что этот сильнодействующий наркотик выбирают все больше подростков.

«По моему опыту каждый год в нашей клинике средний возраст принимающих наркотик снижается... Недавно одна мать умоляла нас взять ее 15-летнего сына на лечение. Я имею в виду, что у них есть возможность самостоятельно получить препарат без интенсивного лечения», - говорит Крэвен.

Несмотря на то, что упаковка снабжена предостережением, подростки могут не осознавать, как опасен оксиконтин, будучи принимаемым не по назначению. Управление по борьбе с наркотиками США уже давно прогнозировало, что все слои американского общества столкнутся с проблемой оксиконтиновой зависимости.

Серьезно усугубляют проблему в США примерно 100 частных клиник во Флориде, которые снабжают черный рынок анальгетиков, простирающийся на несколько штатов, включая Кентукки, Западную Вирджинию и Массачусетс.

Использование по рецепту

CPS подчеркивает, что подавляющее большинство людей, которым были выписаны опиоидные препараты для борьбы с болью, не становились от них зависимыми и не старались получить большее количество препарата, нежели было выписано врачом, наблюдаясь одновременно у нескольких врачей или покупая лекарство на улице.

«Наиболее важное - не позволить фактам нецелевого употребления лекарств, а также лжи влиять на доступ к медикаментам, которые большинство пациентов осознанно используют для борьбы со своей болью», - говорит Линч. Она отмечает, что при правильном назначении и надлежащем применении, анальгетики из группы опиатов безопасно и эффективно снимают боль.

А сейчас Крэйвен обеспокоен тем, что врачи сплошь и рядом прописывать столь мощные болеутоляющие. «Я видел много больных, которым предлагали эти медикаменты, когда они о них даже не просили - после небольших зубных операций и иных несложных процедур, - говорит он. - Естественно, что зависимые от лекарств пациенты требуют их от своих врачей в большем количестве, однако я ни разу не видел, что так делают пациенты без зависимости - они очень легко относятся к ним».

Исследование, опубликованное в журнале «Канадской медицинской ассоциации» в 2007 г., показало, что в большинстве случаев рецептурные анальгетики, принимаемые «уличными» наркоманами, берут свой исток из государственной системы здравоохранения, а не из подпольной сети нелегального производства и распространения наркотиков.

Исследование имеет ряд положительных отзывов медиков и фармацевтов, а также описания некоторых программ мониторинга отпускаемых по рецептам наркотических средств, снижения их нецелевого использования и разработки методов лечения хронических болей без применения лекарственных препаратов не из числа опиатов.

Тем не менее, Крэйвен утверждает, что важнее всего не то, что эти препараты могут сами по себе снимать боль - большее значение имеют сопутствующие эффекты этих лекарств. Например, у людей, страдающих неврозом тревоги, они снимают тревогу, у людей с посттравматическим стрессом они облегчают любую душевную боль, для людей, работающих десять часов в день на заводах, они снимают усталость.

«Врачи думают, что они выписывают рецепты этих препаратов ради облегчения боли, но на самом деле люди стремятся получить их по множеству иных причин - таким образом они и попадают в зависимость. И как только чей-нибудь мозг пристрастился, путь возвращения назад становится крайне долгим и тяжелым», - говорит Крэйвен.