Американцы принимают религиозную свободу как должное. Но есть страны, где люди не имеют свободы вероисповедания. Иногда с подачи государства верующих бросают в тюрьмы и даже казнят. Часто правительства стоят в стороне, когда отдельные лица и члены банды делают кровавое дело. Мученичество не исчезает со времён Римской Империи.
В последнем докладе о религиозной свободе Государственный департамент США освещает список из тридцати стран. Департамент указывает на пять категорий ограничений свободы вероисповедания: авторитарность правительства, враждебность по отношению к меньшинствам, отсутствие социальной терпимости, организационная предвзятость и незаконность.
Первая категория остается наиболее постоянной. Не вызывает удивления, что режимы, наиболее сильно ограничивающие свободы человека также имеют тенденцию к ограничению религиозной свободы. Коммунизм оставил антирелигиозное наследие, возможно, потому, что, как коммунизм, так и религии претендуют на сознание человека в целом. К счастью, Бог сильнее, чем Маркс.
К сожалению, несмотря на крах коммунизма в качестве руководящей философии, во многих государствах политические репрессии еще существуют. Это иногда означает жестокие преследования по религиозным признакам.
Азербайджан. Как и во многих странах, Конституция защищает религиозную свободу. Но ситуация ухудшилась с принятием поправок, нацеленных на евангелизм. Религии, считающиеся нетрадиционными, подлежат контролю и притеснению со стороны государства, и верующие могут быть заключены в тюрьму. Замечания Департамента по последнему докладу: было отмечено закрытие мечетей, а также государственные и местные налеты на евангельские протестантские религиозные группы. Кроме того, были сообщения о дискриминации верующих на основе их религиозных убеждений, в основном, проводимые местными властями, которые задерживали и допрашивали верующих без какой-либо правовой основы и конфисковывали религиозные материалы.
Китай. На смену тоталитарной убийственной маоистской системе Китайской Народной Республики пришла рыночная экономика. Но режим остается крайне подозрительным в области религиозной веры. Китай был отмечен как страна, вызывающая особое беспокойство из-за жестоких, беспрецедентных мер преследования. Власти решительно поддерживают так называемые патриотические религиозные объединения, то есть, политически согласованные церкви. Вне патриотических религиозных объединений свобода отправления религиозных обрядов ограничена и неопределенна. В докладе объясняется: возможности незарегистрированных религиозных групп очень разнообразны в зависимости от их местонахождения. Должностные лица в некоторых областях задерживали протестантских и католических верующих, которые присутствовали в незарегистрированных группах, в то время как в других областях мало вмешиваются деятельность подобных групп. Власти репрессировали сеть домашней протестантской церкви и христианские объединения, которые воспринимаются как потенциальный вызов власти правительства или партии. К некоторым группам, таким, как Фалуньгун, особо враждебное отношение.
Куба. Сторонники Кастро пытаются подавить все другие религии, помимо церкви Кастро. Примечание доклада: правительство продолжает заявлять о себе во всех аспектах общественной жизни, в том числе религиозной свободы. Религиозные группы жаловались на контроль и внедрение агентов государственной безопасности. Евангелических пастырей по-прежнему продолжают арестовывать. Тем не менее, Департамент сообщает, что произошло некоторое уменьшение ограничений на религиозную деятельность, в том числе в политически чувствительных выражениях.
Лаос. Национальное правительство формально гарантирует свободу вероисповедания, хотя законы и политика ограничивают это право на практике. Правительство в основном терпимо относится к другим конфессиям. Совершенно другая ситуация складывается на местном уровне. Власти в некоторых из 17 провинций страны продолжают с подозрением относиться к небуддийским религиозным общинам и проявляют нетерпимость к практике религиозных меньшинств, особенно к протестантским группам, вне зависимости от того, были они или нет официально признаны. Должностные лица вмешивались в деятельность этих групп и задерживали верующих. Кроме того, ряд протестантов был задержан по иным причинам, хотя предположительно, религия была одним из факторов их ареста.
Северная Корея. Возможно, худшая в мире для религиозной свободы Корейская Народно Демократическая Республика, продолжает контролировать все аспекты жизни. Доклад заявляет: подлинной религиозной свободы не существует, и нет никаких изменений в крайне низком уровне уважения к религиозной свободе. Объекты общественного богослужения строго контролируются и используются в пропагандистских целях. Лиц, участвующих в религиозной деятельности в стране, имеющих связи с зарубежными евангельскими христианскими группами, и особенно репатриантов из Китая подвергают суровому наказанию. Имеются неподтвержденные сообщения о казнях участников подпольной христианской церкви. По очевидным причинам, КНДР присвоен статус страны, вызывающую особую озабоченность.
Россия. Репрессии коммунистической эпохи закончились. Тем не менее, доклад говорит о некоторых признаках того, что правительство не всегда соблюдает конституционные положения, предусматривающие равенство всех религий. В частности правовое неравенство проявляется по отношению к нетрадиционным группам, особенно к тем, которые рассматривается как угроза безопасности, в том числе Свидетели Иеговы. Кроме того, департамент сообщает о предубеждениях против инославных религий с проявлениями антисемитизма и время от времени трения с неправославными христианскими конфессиями.
Таджикистан. Как и везде, национальная Конституция гарантирует свободу вероисповеданий, но законодательство и постановление правительства противоречат этому праву. На деле, свобода снизилась за последний год, а правительство расширило контроль практически всех аспектов религиозной жизни, правительственные чиновники активно наблюдают за религиозными группами, учреждениями и лицами. Некоторые ограничения несоразмерно влияют на мусульман, однако, отмечается в докладе, государство притесняет любую религиозную организацию, которую она считает связанной с иностранным влиянием.
Туркменистан. Хотя режим требует от всех религий регистрации, ситуация немного улучшилась. Но не слишком сильно: тревожащая практика государственного управления в отношении некоторых зарегистрированных и незарегистрированных групп продолжается. В частности, правительство ограничило право зарегистрированных групп владеть имуществом, печатать или ввозить религиозные материалы, принимать иностранных гостей и прозелитизм. Были сообщения о налетах и произвольных задержаниях Свидетелей Иеговы.
Узбекистан. Здесь правительство также требует регистрации. Нарушителей запретов закона на такую деятельность, как прозелитизм, ввоз и распространение религиозной литературы и предложение частного религиозного обучения ожидает уголовное наказание. Преследования, рейды, ожидание тюрьмы незарегистрированных групп. К сожалению, уважение религиозной свободы уменьшилось в нескольких областях. В последнее время, Узбекистан стал еще одной страной, вызывающей повышенное беспокойство.
Венесуэла. Это не совсем коммунистическое государство, но Уго Чавес представляется соратником и последователем Фиделя Кастро. Хотя религиозная свобода в целом соблюдается, отмечает департамент, религиозные группы, как и другие лица, которые критиковали правительство, подвергались преследованиям и запугиваниям. Кроме того, были некоторые усилия со стороны правительства, чтобы ограничить влияние религиозных групп в определенных географической, социальной и политической областях. Сообщалось об антикатолических и антисемитских инцидентах.
Вьетнам. Одна из самых долгих и больших проблем на международном уровне. Но статус религиозной свободы в несколько улучшился с признанием нескольких религий и протестантских конфессий. Ряд групп сообщает о расширении свободы вероисповедания. Тем не менее, департамент отмечает: несмотря на достигнутый прогресс в течение отчетного периода, сохраняются серьезные проблемы с выполнением нормативно-правовой базы по вопросам религии, особенно на уровне провинций и деревень. И нет ничего удивительного, что религиозные группы столкнулись с ограничениями, когда они участвовали в деятельности, которую правительство восприняло как вызов своей власти или власти коммунистической партии.
Религиозная свобода уже давно стала нелюбимым ребенком американской внешней политики. Однако религиозная свобода - это основа прав человека. Правительства, которые не защищают свободу совести в этом фундаментальном вопросе, вряд ли уважают политические и гражданские свободы.
Хотя поощрение религиозной свободы не может быть одной из главных целей внешней политики США, Вашингтон должен способствовать продвижению религиозной свободы. Даже принимая мир таким, каков он есть, Вашингтон может встать на сторону прав человека, включая свободу вероисповедания.
Дуг Бандоу является старшим научным сотрудником Института Като. Бывший специальный помощник президента Рейгана, автор нескольких книг, в том числе «Иностранное безрассудство: новая всемирная империя Америки».