Такое выводы сделали польские эксперты после расшифровки бортового самописца, находящегося в третьем «черном ящике» Ту-154М, сообщает польское издание Dziennik Gazeta Prawna.
Также сообщается о том, что когда командир экипажа капитан Аркадиуш Протасюк понял, что самолет находится близко к земле, он попытался поднять лайнер в воздух, перейдя на взлетный режим. Но двигатель самолета успел набрать лишь 60% мощности для взлета; для перехода Ту-154М из фазы посадки во взлетный режим необходимо около 10 секунд. Этих 5 секунд у Аркадиуша Протасюка не было.
Далее установлено, когда Аркадиуш Протасюк осознал, что взлет самолета невозможен из-за недостаточной мощности двигателей на момент взлета и через мгновение может произойти столкновение с землей, он попытался посадить лайнер, как говорят авиаторы, «на брюхо». Судьба лайнера и его высокопоставленных пассажиров решались в считанные доли секунд, и командир принимал решения мгновенно.
Эксперты отмечают, Аркадиуш Протасюк поднимает нос лайнера, не для того, чтобы набрать высоту, а чтобы не войти в землю «штопором», что давало шанс на жесткую посадку самолета.
Но свою роковую роль сыграла местность: на пути оказался лес, и лайнер зацепил крылом дерево: треть крыла отломилась. И когда Ту-154М коснулся хвостовой частью земли, его закрутило вокруг своей оси. Двигатели отлетели, самолет перевернулся и развалился на части.
В то же время показания «черного ящика» оставляют не ясным ответ на вопрос - почему командир экипажа, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, принял решение приземляться в Смоленском аэропорту «Северный»?
По мнению польских следователей прокуратуры, наиболее вероятны две гипотезы: возможно, Аркадиуш Протасюк получил сообщение, что запасные аэродромы не подготовлены для приема президентского самолета; или имела место ошибка диспетчеров Смоленского аэродрома. О причинах такого решения экипажа станет известно только после расшифровки двух бортовых самописцев, которые находятся у российской стороны.
Напомним: два из трех бортовых самописцев Ту-154М расшифровываются в Москве российскими и польскими экспертами. Расшифровкой занимались представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
После того, как будут идентифицированы голоса, прозвучавшие в записи на самописце, результаты будут обнародованы. Польские эксперты представят полный отчет о проведенном расследовании причин крушения самолета. Третий «черный ящик» расшифровывается в Польше. Польша ожидает получить от России все самописцы только после анализа подлинности записей обнародовать их.
Польша не будет засекречивать ничего, чтобы не дать повода к каким-либо подозрениям.
Однако публиковать аудиозаписи пилотов Варшава не планирует из-за их драматичности. Данные представят в виде стенограммы.
Ранее сообщалось, что из расшифровки «черных ящиков» правительственного лайнера следует, что экипаж самолета за 3-5 секунд до падения, уже знал, что самолет разобьется, сообщил генеральный прокурор Польши Анджей Серемета (Andrzej Seremet). Было сказано, что ситуация экипажа самолета перед крушением была драматичной, сообщают Wiadomosci.
По предварительным данным расшифровки «черных ящиков», стало известно, что никто из членов делегации, летевшей на самолете ТУ-154М, не оказывал давления на экипаж по вопросу принятия решения о посадке самолета на «Северном» аэродроме Смоленска.
Самолет совершил лишь одну попытку посадки. Взрыва и пожара на борту авиалайнера не было, как и отказов бортового оборудования, двигатели самолета до момента столкновения с землей были полностью работоспособны.
В расследовании причин крушения самолета Ту-154М разрабатываются четыре основные версии: технические проблема с авиалайнером; ошибка командира Аркадиуша Протасюка; ошибка диспетчеров и террористическая атака или давление, оказанное на экипаж самолета, которых, возможно, принудили приземлиться, несмотря на неблагоприятные условия.
По материалам, имеющимся в распоряжении польских СМИ, в момент катастрофы в кабине президентского самолета Леха Качиньского находился посторонний человек. Говорится, что кроме четырех членов экипажа (командира Аркадиуша Протасюка, второго пилота, штурмана и бортинженера), в кабине самолета ТУ-154М, мог находиться директор дипломатического протокола Министерства иностранных дел Польши Мариуш Казан.
Предполагается, что именно Казан объяснил пилотам, что предложенные из-за сильного тумана в районе Смоленска в качестве запасных аэродромов для посадки лайнера - Витебск и Москва не подходят. Поскольку будет нарушен официальный протокол и Лех Качиньский не успеет вовремя на мероприятия в Катынском лесу, где его ждали около тысячи прибывших из Польши членов семей офицеров, расстрелянных в 1940 году.
Кроме того, по сообщению польского телеканала ТВН 24, стало известно, что генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет не исключил фатального влияния на работу приборов самолета мобильных телефонов высокопоставленных пассажиров. «Большая часть мобильных телефонов на борту самолета была активна, по крайней мере, на заключительном этапе полета», - рассказал Шеремет.