Выпускникам интернатов не хватает элементарных навыков жизни в обществе
Великая Эпоха
Легко ли воспитанникам интерната адаптироваться к жизни в обществе? Нередко такая адаптация даётся им нелегко — молодым людям не хватает навыков практической жизни.
Волонтёры убедились в этом, взяв одного из воспитанников интернатного учреждения — Стаса — под свою опеку. Говорят, что мальчик днями пролёживал на кровати в общежитии и ни с кем не общался. А 5 тысяч гривен одноразовой помощи, которые он получил после выпуска из интерната, парень потратил за несколько недель.
Когда с ним начали работать волонтёры, Стас не умел писать некоторых букв, не знал, что означают отдельные простые слова. Со временем лучше научился читать, и когда шёл со своими педагогами по улице, читал все подряд вывески. Названия магазинов ему нужно было объяснять, говорить, что в них можно купить. Не знал юноша также правил дорожного движения.
«Одним словом, мы его начали учить самому элементарному», — говорит Мирослава Пилипчинец. О своей учёбе в прошлые годы Стас рассказывает, что воспитанники интерната целыми днями смотрели телевизор, а педагоги вместо того, чтобы проводить обучение, закрывались в подсобке.
«Общение — это главный для таких детей подарок. Они там чувствуют себя брошенными и забытыми», — говорит Андрей Черноусов, директор ассоциации независимых мониторов.
Эксперты отмечают, что такая проблема касается не отдельного интернатного учреждения — так работает вся система. Обычно то состояние, с которым ребёнок поступает в детский дом, консервируется. Редко кто из педагогов работает над развитием таких детей.
«Эта система построена по другому принципу, она не ориентирована на человека и не ориентирована на решение проблем и потребностей», — говорит о нынешней ситуации в интернатах Роман Романов, руководитель программы «Верховенство права» фонда «Видродження». Эксперт отмечает, что волонтёры, которые приезжают в приют, порой делают для детей больше, чем люди, которые получают за это зарплату.
Порой причиной этого является недостаточная квалификация работников интернатов, иногда — неверие в то, что их подопечных можно чему-то научить.
«У нас есть детские дома и интернаты психоневрологического профиля, в которых дети учатся, рисуют, пишут, участвуют в различных конкурсах — то есть доказывают свою состоятельность и способность быть обученными. Нужен подход», — убеждён Андрей Черноусов. Но таких хороших интернатов не так много.
Впрочем, изменить ситуацию к лучшему реально, говорят эксперты — это могут сделать члены местных общественных организаций и просто активисты благодаря возможностям, которые появились с введением Национального превентивного механизма.
«Без участия людей я уверен, что изменить жизнь людей, которые нуждаются в особой помощи, мы вряд ли сможем — само государство этого никогда не сделает», — утверждает Роман Романов.