Троещинский рынок в Киеве стал местом работы многих медиков и инженеров — беженцев из интеллигенции, которые в своих родных землях могли бы стать уважаемыми гражданами, но вынуждены были уехать из-за опасности для жизни.
Здесь нам удалось поговорить с афганцем Хамидом [имя изменено ради безопасности]. Получив хорошее образование и свободно владея английским языком, Хамид работал переводчиком для американских военных. Когда о нем стало известно талибам, собирать чемоданы пришлось за считанные часы.
Люди, которые помогают нелегалам пересечь границу, помогли ему с женой и маленьким ребёнком въехать в Украину. Сказали Хамиду, что это Европа, и границы с ЕС здесь скоро будут открыты. Это было 3 года назад.
Реальность оказалась другой. Говорит, что когда увидел старушку, которая разносила на рынке чай и кофе, подумал о том, как государство поддержит его, если даже её гражданам приходится нелегко.
«Среди молодого поколения, которое я здесь вижу — распространена проблема безработицы, они много курят, выпивают, я смотрю на это и думаю о своём ребёнке: что она будет делать в будущем в этой стране?» — Говорит Хамид.
Примечательно то, что даже при тяжёлых обстоятельствах он не теряет чувства достоинства — знает, что он как профессионал в своей сфере может приносить любому государству пользу, а взамен должен получить поддержку и уважение. Ожидал он также получить жилье и возможность работать.
«Я думаю, что для украинского правительства, для украинской власти, работа с беженцами не важна, забота о них не важна. Главное — деньги», — говорит Хамид.
Хамид говорит, что получить статус беженца в Украине просто — за это только нужно заплатить 5000 долларов и подождать месяца четыре.
«Если он турист, или если он убийца, если он белый или чёрный — это для них не важно, важны лишь деньги. Когда они получат деньги, то вообще не будут спрашивать, из-за каких проблем вы приехали в эту страну. Они знают о моих сложностях, но никогда об этом не переживали», — рассказал Хамид.
О том, что государство не пытается ему помочь, он повторял неоднократно — убеждён, что таких людей, как он, государство должно ценить.
«Время — это золото для меня, я потратил три года. В течение трёх лет я мог бы сделать многое, но в Украине не озабочены тем, что молодой человек, образованный человек потратил три года», — пессимистично говорит Хамид.
Сейчас Хамид ищет жильё — говорит, сдают в аренду афганцам жильё очень неохотно. Кроме того, больший шок у него вызвали украинские больницы. Говорит, когда повёл ребёнка в детскую поликлинику делать прививку, медсестра им нагрубила и сказала: «Убирайтесь из нашей страны!»
«В Афганистане в наших больницах тоже много иностранцев. И мы относимся к ним очень хорошо, по крайней мере, обеспечиваем бесплатными лекарствами. В нашей стране многие ищут убежища — иранцы, другие. Мы никогда им не говорили „выметайтесь из нашей страны“», — рассказывает Хамид. Мужчина много говорит о проблемах — видно, что в последнее время ему пришлось нелегко.
Проблемы у Хамида возникали и с милицией — при каждой встрече представителям правоохранительных органов нужно платить за то, что у него нет регистрации. К тому же, с его документами работать по закону нельзя (до получения статуса беженца).
«Что я должен делать в этой стране, если милиция не даёт мне работать?», — говорит Хамид.
Рассказывает, что единственные организации, которые поддерживают его финансово, помогают с питанием и документами — это ООН, фонд Рокада и офис HIAS. Говорит даже, что молится за них.
«По моему опыту, если кто-либо из искателей убежища хочет приехать и остаться здесь, они зря тратят своё время, они будут страдать всю свою жизнь. Лучше умереть в своей стране», — считает мужчина.
«У меня нет денег. Если бы у меня были деньги, я бы не оставался здесь и 5 минут. Я бы сразу уехал со своей семьёй в Европу. Я знаю много людей, которые организуют нелегальные перевозки, люди платят, чтобы бежать в Европу», — говорит Хамид.
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская сказала Великой Эпохе, что к ней обращаются беженцы, но проблем с обеспечением их прав она не видит. Говорит, что в Украине есть все правовые возможности защитить право человека на получение статуса беженца.
«С точки зрения моей компетенции могу сказать, что на сегодняшний день установлена совершенно чёткая процедура: в случае если Миграционная служба отказывает в предоставлении статуса беженца, можно обратиться в суд, и, соответственно, в судебном порядке отменить решение Миграционной службы», — говорит Валерия Лутковская.
Отрицают существование проблем, на которые указал искатель убежища из Афганистана, и в самой Миграционной службе (ГМС). В ответе на информационное обращение замглавы службы сообщил, что статус беженца может предоставляться даже в том случае, когда искатель убежища не имеет документальных доказательств своих слов.
«Не предоставление документального доказательства устных утверждений не является препятствием в принятии заявления или принятии объективного решения по делу, если такие утверждения совпадают с известными фактами и их общая правдоподобность является достаточной», — говорится в ответе Виктора Шейбута.
Не зафиксировано в Миграционной службе и случаев подкупа её работников: говорят, процедура признания лица беженцем является полностью бесплатной, а права искателей убежища и других категорий мигрантов обеспечены. Однако «положительные решения принимаются только в отношении лиц, которые соответствуют требованиям действующего законодательства и международных документов о статусе беженца, согласие на обязательность которых подтвердила Верховная Рада», — говорится в ответе Миграционной службы.
Всего из 1860 человек, которые обратились с заявлением о защите в Миграционную службу в 2012 году, статус беженца получили 63 человека, а 89 получили дополнительную защиту.