Мы отплываем от "Бухты клада", оставляя позади чистые бирюзовые мелководья, и вливаемся в ультрамариновое Средиземное море. Почему эту область юго-западной Турции называют Бирюзовым побережьем, становится ясно, только посмотрев на эту кристальную воду.
Путешественники прибыли на пристань для яхт из Америки, Австралии, Канады и Великобритании на восьмидневное праздничное путешествие и археологический тур "Путешествие Питера Соммерса". Наша яхта "Альмира" плывёт в восточном направлении по маршруту "Синее морское путешествие" к деревне Езац, где она остановится, развернётся, и возвратится к Фетхиюе в конце поездки.
Это побережье также называют ликийским из-за гордой, древней цивилизации, которая когда-то процветала здесь. С тех пор персидская, греческая, римская, византийская и оттоманская цивилизации рождались и увядали, но естественная красота гор, лесов, бухт и берегов пережила все это. Это место - дом для многих мифов и легенд, связанных с историческими персонажами, как Александр Великий, Марк Энтони, Клеопатра и Святой Павел.
Формы скал напоминают гигантских усатых раков, и эта простирающаяся вереница островков могла быть монстром Лох-Несса. Геологические силы играют с землёй, как с пластилином, и эрозия продолжает лепить интересные формирования. Приближаясь к Гелимер или острову Св. Николаса, затопленные причалы показывают, как землетрясения или время перестроили береговую линию, вызывая проседание или поднятие грунта во многих местах.
Св. Николас (иначе Санта Клаус), кому посвящен остров, родился в Ликии, где он позже стал Епископом Миры в 4 столетии. Руины зданий и церквей показывают, насколько богатым этот участок паломничества когда-то был. Подъем по крутому скалистому наклону приводит к построенной наверху базилике 5 столетия.
Доктор Найджел Спайвей, наш тургид - профессор классического искусства и археологии в Кембриджском университете. Он помогает нам вообразить, какой первоначально была церковь: неповрежденные стены и крыша, утончённые мозаичные полы. Идём обратно по склону, восхищенные видами, а пронзительные цикады поют свои вечерние серенады. Солнечный закат затопляет восточное небо цветом, раскрашивая известняковые холмы во множество оттенков оранжевого цвета.
Могила Фетхиуе
Утро начинается с прибытия к следующему заливу или бухте. Бросив якорь там, можно заняться чтением, рисованием или просто принятием солнечных ванн на палубе и наслаждением завораживающей природой. Поскольку ароматы доносятся из кухни, это говорит нам, что повар готовит завтрак, и у нас есть ещё немного времени на купание, подводное плавание и катание на байдарках. Аппетитные блюда готовятся из красочных и сочных фруктов, овощей, маслин, йогурта, жареного цыпленка и свежей рыбы.
Ликийское наследство
Во второй половине дня становится прохладно. Это хорошее время, чтобы посетить археологические места: одно древнее, другое современное. Вначале мы видим ретушированные здания с оттенками красновато-лилового цвета бугенвиллеи, далее спускаемся вниз к гавани. Идем мимо стены, украшенной фресками, входим в Эллинистический театр древнего Антифелиуса на четыре тысячи мест аудитории с обширным видом на море. Как только мы садимся на твердые каменные места, становится ясно, почему в древние времена приносили с собой подушки с многочисленными яствами, которые вкушались в театре в течение дня.
Ликийцы оставили различные типы могил, разбросанные по городу. Решительная маленькая пожилая леди, одетая в мешковатые цветочные брюки, настаивает на том, чтобы показывать нам кратчайший путь к "Могиле исполнителей танца живота", с необычным фризом танцующих фигур, вырезанных вокруг верхушки палаты. Дорога пролегает мимо магазинов, торгующими коврами и драгоценностями, приводит к другому внушительному памятнику, могиле "Льва". Недалеко от нее сидит пара, наблюдая, как их ребёнок забавляется, исследуя все внутри.
Шагая вокруг гавани, можно увидеть нашу яхту "Альмиру": красивое, традиционное, деревянное турецкое судно или гулет, с широким бортом и палубой, построенное из сосны и красного дерева. Зеленые и белые полосатые подушки придают элегантный вкус. У судна имеется большая палуба в передней части для принятия солнечных ванн и обеденная зала в задней части; судно размещает максимум 16 человек в 8 удобных каютах ниже.
Гулет в бухте Аглимани
Прибывая в Югас - старый Теймиусса, можно увидеть, что некоторые из монументальных (в возрасте 2500 лет!) саркофагов выглядят, как будто они были построены лишь лет пятьдесят назад. Затонувшие могилы протягиваются вдоль береговой линии; большие простираются по направлению вверх. Тургид Найджел объясняет: "Богатые ликийцы вкладывали гораздо больше капитала в могилы, нежели в свои дома". Возможно, это может быть приписано тому факту, что одному из их национальных божеств "Лето" поклонялись как "опекуну могилы".
Романтичный замок
Смотря на замок Кайл, можно увидеть, как укрепленные стены древнего Симена в римские и византийские времена, вырисовываются на фоне вечернего неба. Поднимаясь вверх к акрополю и наименьшему амфитеатру в Ликии (только с 400 местами), мы проходим мимо руин римских ванн, подарок от императора Титаса.
А вечером мы наряжаемся на романтичный обед в ресторане "Ликия" на берегу. Маленький внук владельцев гордо приносит хлеб к столикам, стоящим прямо у краю воды. Вначале - восхитительный выбор мессы, сопровождаемой отдельно жареной рыбой, заканчивая дольками сладкого арбуза.
Возвращаясь обратно на нежно качающееся судно, сидя на палубе, мы беседуем до полуночи. Блестят звезды, и полумесяц отражает свой серебристый свет на темном, слегка колеблющемся море. Плещущие волны по сторонам напевают колыбельную; так наверно чувствуют себя младенцы, убаюканные в колыбели.
Следующим утром мы медленно проплываем мимо разрушенного, затонувшего города Кековы; из воды возвышаются стены без крыши, лестницы. Мы причаливаем в Калкан,и после завтрака уносимся в Сантус (Xanthus), столицу Ликийской федерации независимых городов - государств. Это огромный археологический участок с Ликийским и римским акрополем, церквями, кладбищем за стенами.
"Из отдаленной Ликии и гудящей Сантус, прибыли ликийцы во главе с Сарпедоном ..." Хомер также говорит нам в Илиаде, что храбрый воин Сарпедон умер, борясь за Трою, в течение троянской войны в 12-ом столетии до н.э. Археологи полагают, что здесь они нашли область, посвящённую культу Сарпедона. Смотря вниз из Акрополя сегодня, река все еще течет между плодородными зелеными берегами, хотя во время Сарпедона, конечно, много туннелей не существовало.
После нашего заключительного плавания мы неохотно оставляем невероятно синее, оживлённое море. Мы причаливаем в Фетхуие, где могила Аминтаса является самой внушительной из всех могил скалой, встроенной в холм, возвышающейся над городом и совершаем быстрый тур по базару в центре города перед возвращением на яхту для прощального банкета на палубе.
Черепахи и могилы
Я решила продлить поездку и после отъезда основной части группы, продолжаю своё путешествие к отелю "Кано" в маленьком городе Дальян, на западной границе Ликии.
К пляжу Изтузу можно быстро добраться на лодке - он известен свой естественной красотой. Это защищённый участок для морских черепах. На первой странице "Время Дальян" сообщают: "Черепаха Caretta caretta кладет яйца в дневное время!" Фотография показывает черепаху, роющую гнездо на берегу средь бела дня. Это очень необычно, поскольку черепахи обычно делают гнездо ночью.
Городок Далья "помешан" на Кареттах - черепашьи сувениры повсюду. В гостинице госпожа Ялман предлагает симпатичные, имеющие форму черепахи, бисквиты домашнего изготовления. Плотный и весьма вкусный завтрак предложен на террасе, но он не конкурирует с превосходными видами тростниковых зарослей на реке Дальян, великолепных могил храма, врезанных в скалы Каунос. Ночью могилы выглядят волшебными, светятся и отражаются в воде.
Следующим утром на берег вышла утка с шестью утятами, прося кусочки хлеба. В одно страшное мгновение, кажется, как будто из воды высунулся крокодил, но это опять выплывают пресноводные нильские черепахи, чтобы позавтракать сыром.
Тургид и археолог Сердар Акердем делает раскопки в Кауносе уже много лет. Он показывает мне различные интересные факты и находки археологического участка. Например, в акрополе хорошо сохранился амфитеатр. Он имеет единственный выживший пример специальной, шарнирной системы для изменения декораций на сцене.
Он также объясняет, что в классические времена, это место было большим портом с двумя гаванями, пока они постепенно не засорились илом и не заросли тростниками. Существование кредита - уже тогда, в те древние времена не новость. Сохранились документы, показывающие отчеты, что из-за ограничений кредита, портовые налоги должны были быть понижены.
* Круизный гулет - время для плавания.
Мириза Люк заразилось вирусом путешествий в раннем возрасте; она - журналист, работы которой были изданы в Великобритании, Америке, Австралии и Канаде. А сейчас она делится впечатлениями от путешествий и своими фотографиями на страницах "Великой Эпохи".