Это моя первая ночь в Куско (Cusco), древней столице Инков, где я брожу по городской площади. Собаки гуляют без ошейников, без поводков и без явных хозяев. Интересно, есть ли где-нибудь в Перу огромный склад собачьих ошейников? Десятилетние мальчишки маневрируют между машинами, желая победить в гонке за право первым предложить начистить мне обувь до блеска. Местные жители предлагают мне пончо из альпака (легкая одежда, изготовленная из шкуры альпака - животного из рода лам), деревянные флейты и другие сувениры.
Я не спеша, иду к кафедральному собору, где вижу далматинца - чистокровного взрослого кобеля. В Австралии такой щенок стоит более 800 долларов. Поскольку у меня у самого было четыре далматинца, я не смог удержаться от желания подойти, чтобы погладить его. Однако, как только я приблизился, какой-то мальчик, по-видимому хозяин собаки, толкает пса палкой, что-то по-испански говорит, и тот отходит.
Я продолжаю свой путь к собору и поражаюсь этому произведению искусства. Иисус, Дева Мария и апостолы занимают там все свободное место. Церковь была построена на руинах одного из самых важных зданий инков - преднамеренная политика испанских завоевателей пять веков назад. Старая религия, тем не менее, тоже дала о себе знать. Научившись рисовать в европейском стиле, некоторые местные художники нарисовали Мадонну и младенца, сидящими в саду, а над ними изобразили солнце и луну - два важных бога инков. Старая религия всплывает и в других местах, по мере того, как я навещаю город за городом.
Перуанская сельская местность выглядит неприглядно и негостеприимно. Большая ее часть чрезмерно гориста, и мне любопытно, как же эти фермеры умудряются заработать на жизнь? Большая часть земли была террасирована (разделена на ступени), но даже если бы у них были тракторы, я подозреваю, что было бы очень сложно переносить их со ступени на ступень. Поэтому возделывают землю здесь старым способом - с помощью плуга и крупного рогатого скота.
На маленьком городском рынке, находящимся по пути автобуса, торговцы пытаются продать нам свитеры из шерсти все того же альпака, дешевую бижутерию и деревянные флейты. Дети в ярких национальных костюмах ходят вокруг рынка и предлагают сфотографировать их за один новый соль (денежная единица Перу, равная 40 центам).
Путешествие на поезде приводит нас к Мачу Пикчу, самой главной точке любого путешествия в Перу. Старая крепость Инков располагается высоко в горах и открывает господствующий вид на труднопроходимые джунгли вокруг. Она спрятана настолько глубоко в лесу, что испанцы ее так и не обнаружили. Я не могу представить себе, как местные жители тащили эти огромные камни на такую высоту.
Крепость построена с системой внутреннего уклона, каменные блоки связаны между собой так, чтобы была возможность устоять при землетрясениях. Жители крепости не пользовались мебелью, только полками, вырезанными в каменных стенах. Там находятся и часовня и алтарь, но, хотя инки, как известно, использовали человеческое жертвоприношение, наш гид заверил нас, что подобные обряды в этом месте не проводились. Вместо этого, они приносили в жертву лам - их самое почитаемое животное.
Поднявшись в горы по каменным ступеням еще на две сотни метров ввысь, посетители, уже стёршие все ноги, испытывают изумление - вид поистине великолепен.
На озере Титикака, одном из самых высоких озер в мире, я познакомился с образом жизни, который даже не мог себе представить. На самом озере несколько местных жителей устроили из камыша и глины плавающие острова. Твердая глина поднимается со дна озера во время землетрясений. Когда она поднимается на поверхность озера, жители озера связывают эти куски камышом. Получившиеся таким образом искусственные острова удерживаются на месте при помощи длинных якорей.
Озерные жители живут питаясь, в-основном, рыбой, но недавно они стали покупать мясо и овощи на деньги, заработанные у таких, как я, которые платят за посещение. На одном из островов их соломенные дома имеют солнечные батареи, которые присоединены к аккумуляторам от машин, а затем к черно-белому телевизору. На втором острове, солнечная батарея присоединена к телефонной будке для связи с материком.
Да, не хотел бы я так жить. Но наш гид сообщил, что если бы они «вышли на берег», то у них не было бы земли, которую можно возделывать. Он пожимает плечами - такова жизнь.
На берегу таксисты из города Пуно знают простой способ ладить с дорожными проблемами. Если что-то впереди преграждает путь, сигналь. Если что-то движется по направлению к тебе - сигналь. Если дорога переполнена, а соседняя полоса свободна, перескачи на нее, сигналь, что есть мочи, и свети фарами. После двух таких поездок я понял, что нужно садиться только спереди, так как только там есть ремни безопасности.
Ситуация с собачьими ошейниками разъяснилась только на обратном пути в Куско, когда я увидел, как два мальчика вели своих домашних животных вдоль дороги. Я не сразу, а только со второго взгляда осознал, что на ламе и свинье, которых вели мальчики, были надеты ошейники, а к ушам прикреплены ярлыки. Я спросил об этом гида. Он мне объяснил, что эти животные приносят доход. А собаки - нет. Фермеры не могут позволить себе деревянные ограждения, а лишь низкие каменные стены, но и они не всегда законченные. Если животные смешаются с другими, то по ошейникам и ярлыкам на ушах можно будет определить, кому они принадлежат. Для этого и нужны ошейники и ярлыки. А собаки... ну... всегда можно легко завести другую собаку.