У китайского режима амбициозные планы в отношении ядерной энергетики. Через 20 лет Китай хочет стать страной с крупнейшим производством ядерной энергии. Но что это значит для китайских граждан и остального мира?
14 июня CNN сообщил об утечке на АЭС Тайшань в провинции Гуандун. Как сообщается, Французская компания Framatome, которая частично владеет и эксплуатирует атомную электростанцию, предупредила китайские службы безопасности о "надвигающейся радиологической опасности".
Сообщается, что Framatome также обвинила их в том, что они подняли «допустимые предельные значения» за пределами электростанции, чтобы не закрывать её.
Пекин отверг обвинения. В ответ на сообщение CNN глава национального агентства ядерной безопасности Министерства окружающей среды Китая сказал, что увеличение радиоактивности в первом цикле энергоблока №1 [ядерного реактора] в основном связано с поломкой топливных стержней.
Однако результаты радиационного мониторинга в районе Тайшаньской АЭС показали, что «радиационной аномалии в окрестностях объекта нет» и «утечки не было».
Отрицания китайских властей недостаточны, чтобы развеять опасения общественности по поводу рисков для безопасности атомных электростанций в Китае, сказал Ние Сен. Китайский учёный и эксперт по энергетике в недавнем интервью гонконгскому изданию Epoch Times, сообщил, что горожане знают, что Пекин вот-вот осуществит свою «мечту об атомной энергетике».
На пути к тому, чтобы стать ведущим мировым производителем ядерной энергии, Коммунистическая партия Китая (КПК) продолжает игнорировать вопросы безопасности. КПК идёт на огромный риск в развитии ядерной энергетики.
Профессор «Школы инженерии» Католического университета Америки призвал более внимательно взглянуть на политику страны в области ядерной энергетики: «Каково рабочее состояние атомных электростанций в Китае? На что похож уровень безопасности? Всё это срочно требует мирового общественного внимания».
Однако следует исходить из того, что безопасность людей — последнее в списке приоритетов КПК. Ядерная энергия — это в основном политический инструмент, который служит только режиму. Поскольку атомная энергия экспортируются, полученные данные влияют не только на сам Китай.
Чтобы лучше понять ситуацию на Тайшаньской АЭС, стоит подумать нестандартно.
По словам Ние Сена, АЭС Тайшань была построена в 2009 году с использованием европейских эволюционных энергетических реакторов (ЭЭР). Эта технология также использовалась при строительстве блока Олкилуото 3 в Финляндии в 2005 году и атомной электростанции Фламанвиль во Франции в 2007 году.
И финский, и французский заводы в настоящее время приостановлены из-за проблем с техническими стандартами и стандартами безопасности.
По данным французских властей, в 2015 году во Фламанвилле произошла «аномалия в составе стали» в частях корпуса реактора.
Некоторые СМИ сообщили, что такая же проблема возникла в резервуаре высокого давления Тайшаньской АЭС. Китайский новостной портал "Sina" опубликовал в 2016 году, что государственный орган по ядерной безопасности сообщил о неисправных резервуарах под давлением в двух реакторах ЭЭР.
В то же время французская компания-поставщик электростанций Framatome (бывшая Areva) также выдвинула обвинения. Framatome пожаловалась на то, что 400 компонентов не прошли надлежащую проверку на безопасность китайскими властями.
Однако, хотя блоки ЭЭР в Финляндии и Франции были остановлены, электростанция Тайшань была введена в промышленную эксплуатацию в 2018 году.
Можно только догадываться, что КПК жертвует безопасностью помещений из экономических соображений, таких как создание рабочих мест.
В 2015 году заместитель директора Китайской комиссии по развитию и реформам Ван Сяотао заявил что, ядерная энергия рассматривается и продвигается как стратегическая отрасль. Помимо железнодорожной отрасли, атомная энергия экспортируется во многие страны.
Покупателей можно найти в основном в странах, входящих в Инициативу «Один пояс, один путь» (BRI Новый шёлковый путь).
По данным Всемирной Ядерной Ассоциации, Китай в настоящее время экспортирует свои ядерные технологии в двенадцать стран: Пакистан, Румынию, Аргентину, Великобританию, Иран, Турцию, Южную Африку, Кению, Египет, Судан, Армению и Казахстан. Все они находятся на разных этапах сотрудничества с Пекином.
Центральное правительство Китая подсчитало экономические выгоды от этой технологии на своём веб-сайте: при инвестиционной потребности в атомной электростанции в размере 3,9 миллиарда евро будет создано 150 000 рабочих мест. В производстве и строительстве задействовано 200 компаний. При 20-процентной доле рынка в странах BRI, что соответствует 30 электростанциям, можно заработать 130 миллиардов евро и 5 миллионов рабочих мест.
С мощностью АЭС 49,89 ГВт (гигаватт) Китай по-прежнему занимает третье место после США и Франции. Об этом в апреле сообщило государственное информационное агентство «Синьхуа». По производству атомной энергии она даже занимает второе место после США.
Амбициозные планы режима можно выразить цифрами: мощность электростанции должна вырасти до 70 ГВт к 2025 году и до 120 ГВт к 2030 году. По данным Forbes, тогда Китай обгонит США (которая на данный момент имеет 96,5 ГВт).
На сегодняшний день в Китае строятся 17 атомных электростанций общей мощностью 18,53 ГВт.
Об этом говорится в текущем отчёте Китайской ассоциации ядерной энергетики "Развитие ядерной энергетики в Китае".
В настоящее время в Китае насчитывается 62 атомных электростанции, большинство из которых расположены в прибрежных районах. 49 из них находятся в эксплуатации.
Источник: The Epoch Times