Соединенные Штаты пересматривают строгие условия запрета на импорт российских алмазов после возражений со стороны африканских стран, индийских огранщиков и нью-йоркских ювелиров, сообщили семь источников, пишет Reuters.
Два источника, знакомые с ходом переговоров, сообщили, что американцы не участвовали в рабочих группах G7 по жестким мерам контроля, а один из них назвал их «присутствующими, но не участвующими».
Высокопоставленный представитель администрации Байдена заявил, что Вашингтон не изменил своей позиции и что Соединенные Штаты будут продолжать сотрудничать с G7.
«Мы хотим убедиться, что нашли правильный баланс между тем, чтобы навредить России, и тем, чтобы все было осуществимо», — сказал чиновник, говоривший на условиях анонимности.
Санкции G7 направлены на то, чтобы нанести удар по еще одному потоку доходов Кремля, хотя, по данным российской государственной горнодобывающей компании «Алроса», алмазы составляют около $3,5 миллиарда в 2023 году и представляют собой лишь малую часть прибыли, которую Москва получает от нефти и газа.
С марта импортеры в страны G7 должны самостоятельно подтверждать, что алмазы не происходят из России, ведущего мирового производителя алмазного сырья. Санкции на прямой импорт российских драгоценных камней были введены в январе.
С сентября запрет ЕС потребует, чтобы бриллианты весом 0,5 карата и выше проходили через Антверпен, многовековой алмазный центр в Бельгии, для сертификации отслеживаемости с использованием блокчейна.
В пятницу промышленный индекс Доу-Джонса впервые за всю историю закрылся выше отметки 40 000, в то время как два других основных индекса взяли паузу после данных.
Источники сообщили, что страны G7 согласились с тем, что первым логичным центром будет Антверпен, а другие центры будут добавлены позже.
Однако три источника сообщили, что Вашингтон охладел к вопросу обеспечения прослеживаемости и что обсуждение внедрения прослеживаемости зашло в тупик.
Представитель администрации Байдена заявил, что обязательство внедрить механизм отслеживания к 1 сентября относится к Европейскому союзу, а не к Соединенным Штатам, сославшись на формулировку, содержащуюся в заявлении лидеров стран «Большой семерки», принятом в декабре.
«Мы должны сделать это таким образом, чтобы учесть озабоченность африканских партнеров и африканских производителей, принять во внимание партнеров из Индии и ОАЭ... и убедиться, что мы также можем сделать это приемлемым для американской промышленности», — сказал чиновник.
«Существует ли механизм отслеживания, который удовлетворяет всем этим требованиям? Мы продолжаем работать, мы не отказались от этой идеи... с другой стороны, мы не можем подписаться под тем, что все это будет готово к 1 сентября».
Президенты Анголы, Ботсваны и Намибии обратились к лидерам G7 в феврале, заявив, что заранее определенная точка входа на рынок G7 будет несправедливой, ущемляющей свободы и наносящей ущерб доходам. На долю этих трех стран приходится 30% добычи алмазов.
Сторонники санкций говорят, что для обеспечения надежного запрета необходим механизм отслеживания, и что без полного участия Соединенных Штатов, на которые приходится 50% ювелирного рынка G7, он не может быть эффективным. Они обвинили некоторых представителей отрасли в том, что они опасаются большей прозрачности рынка.
Бельгийский чиновник, знакомый с ходом переговоров, сказал, что крайне важно сохранять решимость держать лазейки под строгим контролем.
Предыдущий запрет США на российские алмазы исключал камни, ограненные в других местах, что позволяло алмазам, обработанным в Индии и проданным в таких центрах, как Дубай, попадать на американский рынок.
Запрет G7 последовал за месяцами препирательств между западными столицами.
Добытчики алмазов, такие как De Beers, подразделение Anglo American, индийские огранщики и ювелирные ритейлеры решительно выступали против запрета. Они говорят, что меры плохо продуманы, приведут к росту бюрократии и взвинчиванию цен.
De Beers заявила Reuters, что поддерживает запрет, но считает, что страны-производители алмазов должны сертифицировать их происхождение у источника.
«Возможности и вероятность проникновения российских алмазов в легальную цепочку поставок на самом деле выше, когда вы удаляетесь от источника», — заявила компания.
Вирджиния Дросос, исполнительный директор Signet, крупнейшего в мире розничного продавца ювелирных изделий с бриллиантами, призвала правительство США в письме, с которым ознакомилось агентство Reuters, «выступить против... бельгийского решения G7».