С 1960-х годов США и СССР, а затем США и Россия работали над ограничением как общего числа ядерных вооружений, так и типов ядерного оружия, развернутого каждой из сторон. Прогресс был устойчивым, хотя часто характеризовался как два шага вперед и один шаг назад.
Планы Китая существенно расширить свой ядерный арсенал за счет развивающегося квазивоенного союза с Россией и развития технологии гиперзвуковых ракет угрожают перечеркнуть прошлые соглашения с США и значительно усложнить переговоры по будущим договорам о контроле над ядерными вооружениями.
В период с 1972 по 2011 год США заключили восемь соглашений о контроле над ядерными вооружениями с Советским Союзом, а после 1989 года - с Россией. SALT I и START I ограничивали количество средств доставки ядерных боеголовок, которые могла развернуть каждая из сторон.
SALT I также ограничивал количество антибаллистических ракет, которые могла иметь каждая сторона, хотя в 2002 году США вышли из договора о ПРО-1972. Хотя предложенный договор SALT II так и не был ратифицирован, обе стороны в целом живут в соответствии с его условиями.
Начиная с договора СНВ-1 (START I) и продолжая договором СНВ-2 (START I I), США и СССР стремились ограничить количество боеголовок, которыми обладала каждая из сторон. Максимальное количество боеголовок было постепенно сокращено до 6 000 до 3 000-3 500 в договоре СНВ-2. Предполагалось, что предлагаемое соглашение СНВ-III снизит количество развернутых боеголовок до 2 000 - 2 500, но переговоры так и не состоялись.
Договоры SORT (Strategic Offensive Reductions Treaty) и New START, заключенные администрациями Буша и Обамы соответственно, должны были еще больше сократить количество стратегических систем доставки до 700 единиц и уменьшить количество боеголовок до 1550. 3 февраля 2021 года администрация Байдена согласилась продлить действие нового договора СНВ еще на 5 лет, до 5 февраля 2026 года.
В 1987 году две страны договорились о ликвидации всех баллистических и крылатых ракет средней дальности наземного базирования с ядерным оружием (Договор INF) с дальностью от 300 до 3300 миль. Помимо США и России, сторонами Договора INF были также бывшие советские государства - Беларусь, Казахстан, Украина, Туркменистан и Узбекистан.
Администрация Трампа прекратила участие США в Договоре INF со 2 февраля 2019 года и официально вышла из него 2 августа 2019 года на основании обвинений в несоблюдении Россией обязательств, обмане, а также на опасениях по поводу наращивания китайского ядерного оружия средней дальности.
В частности, критики утверждали, что крылатая ракета 9М729 (обозначение НАТО SSC-X-8 "Screwdriver") наземного базирования средней дальности, испытания которой Россия начала в 2014 году и развернула в 2018 году, имеет дальность действия от 300 до 3400 миль. Ракета может нести как обычные, так и ядерные боеголовки. С тех пор Москва объявила о разработке крылатой ракеты с ядерной силовой установкой и ядерным оружием, получившей обозначение 9М730 "Буревестник", с практически неограниченной дальностью полета.
В июле 2021 года президент США Джо Байден приказал Пентагону провести обзор ядерной политики (NPR). Практика проведения NPR началась при администрации Клинтона и продолжалась при последующих президентах. Обзор занимает примерно год и проводится под председательством министра обороны. Результат NPR администрации Байдена ожидается в ближайшее время. За это время на команду Байдена оказывалось все большее давление с целью заставить его отказаться от применения ядерного оружия первым и удвоить усилия с Россией по дальнейшему сокращению ядерных вооружений.
Китай не участвовал в переговорах по контролю над ядерными вооружениями, которые США вели с СССР, а затем с Россией. Согласно докладу Федерации американских ученых, 10 лет назад Китай имел от 200 до 250 ядерных боеголовок, из которых 75-100 находились на баллистических ракетах межконтинентальной дальности, половина из которых могла достичь США, а остальные - на баллистических ракетах малой дальности. Эти ракеты в первую очередь будут развернуты против целей в Тихоокеанском и Азиатском регионах и, в частности, против военно-морских сил США в западной части Тихого океана, особенно в Южно- и Восточно-Китайском морях.
Когда администрация Трампа вышла из Договора об INF, она ясно дала понять, что любые дальнейшие договоры, ограничивающие ядерное оружие театра военных действий, должны будут включать и Китай. Китай, в свою очередь, заявил, что не заинтересован в участии в таких переговорах.
В последние несколько лет появляется все больше доказательств того, что Пекин значительно расширил свой ядерный арсенал. В 2021 году спутниковые снимки показали, что Китай строит около 250 новых шахт для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в трех новых местах: 229 новых шахт в Юймэнь и Хами на северо-западе Китая и еще 29 новых шахт в Ханггин Баннер во Внутренней Монголии.
По последним оценкам Пентагона, Китай, вероятно, имеет около 100 МБР, некоторые из которых способны нести несколько независимых ракет-носителей (MIRVs). Существующие силы МБР имеют как шахтное, так и мобильное базирование. Согласно источникам Пентагона, Китай может удвоить свои силы МБР к 2025 году и иметь 1000 ядерных боеголовок к 2030 году.
Еще большую тревогу вызывают недавние китайские испытания гиперзвукового глайдерного оружия. В июле 2022 года Китай вывел на орбиту гиперзвуковой планер с ядерным зарядом, который затем вошел в атмосферу со скоростью, в 5 раз превышающей скорость звука - примерно 3800 миль в час - и смог маневрировать на пути к намеченной цели. Россия испытала аналогичную ракету-носитель "Авангард". Американская программа все еще находится на стадии испытаний и предназначена для обычных боеголовок.
Несмотря на свое название, гиперзвуковые глайдерные аппараты движутся не намного быстрее обычных МБР. Их угроза заключается в том, что они гораздо более маневренны и способны уклоняться от систем противоракетной обороны. По сути, они сочетают в себе скорость баллистических ракет и маневренность крылатых ракет.
Выйдя сначала на низкую околоземную орбиту и войдя в атмосферу, гиперзвуковые планеры могут атаковать с любой траектории. Большинство американских систем ПРО предполагают, что ракетная атака на США будет осуществляться с севера, через Северный полюс, и ориентированы соответствующим образом.
Россия и Китай не подписали официального оборонного союза, и вряд ли они это сделают. Тем не менее, их внешняя и военная политика демонстрирует растущую степень координации и сотрудничества.
В 2018 году Китай принял участие в ежегодных оборонных учениях России. В 2019 году они провели совместное патрулирование бомбардировщиков вблизи Японии и Корейского полуострова. Позже в том же году военно-морские силы двух стран провели совместные учения в Японском море. С тех пор темпы совместных военных учений продолжают расти.
Например, в августе 2021 года российские и китайские войска провели совместные учения в Нинся (Китай) под совместным российско-китайским командованием и управлением. В учениях было задействовано более 13 000 военнослужащих, тысячи единиц техники, сотни самолетов и мобильной артиллерии. В октябре 2021 года две страны провели совместные военно-морские учения у тихоокеанского побережья России.
Россия является главным поставщиком вооружений для Пекина. С 2014 года Китай приобрел новейшую российскую систему противовоздушной обороны С-400. Китай также заказал российские истребители ПВО СУ-35 (обозначение НАТО Flanker-E).
Согласно сообщению The Wall Street Journal, президент России В. Путин подтвердил, что Россия помогает Китаю в создании системы раннего предупреждения о ракетном нападении и что две страны сотрудничают в разработке усовершенствованного проекта подводной лодки.
В свою очередь, Китай стал основным поставщиком передовых компьютерных чипов для России после введения экономических санкций против Москвы за захват Крыма. В октябре 2021 года министр иностранных дел России Сергей Лавров после многих лет осторожного нейтралитета в этом вопросе заявил, что "Тайвань является частью Китая".
Космос стал еще одной сферой растущего сотрудничества между Россией и Китаем - в том числе с военными последствиями. В 2019 году Китайское национальное космическое управление (CNSA) и Роскосмос, Российское космическое агентство, объявили, что они будут координировать лунные миссии "Чанъэ" и "Луна-Ресурс-1".
Российские космические технологии все больше устаревают, и Москва обращается к Пекину за помощью в их модернизации. Две страны совместно работают над созданием новой технологии тяжелых ракет. Они также сотрудничают в разработке противоспутникового оружия, хотя такое оружие угрожает спутниковым сетям друг друга.
Китайская BeiDou и российская Глонасс хорошо дополняют друг друга и вместе образуют систему из 59 спутников, способную конкурировать с американской Глобальной системой позиционирования (GPS).
Между Москвой и Пекином также существует и множество точек преткновения. Россия является крупным поставщиком оружия для Индии и Вьетнама - двух стран, которые все больше враждуют с Китаем. Усилия Пекина по расширению своего влияния в Центральной Азии и вовлечению этих стран в свою экономическую орбиту идут вразрез с политическими и экономическими целями Москвы в регионе. Тем не менее, США не могут сбрасывать со счетов возможность того, что российские военные действия в Балтийских республиках или на Украине могут быть скоординированы с аналогичными действиями Китая в Южно-Китайском море или против Тайваня.
Хотя Пекин и Москва формально не являются союзниками, они оба пытаются усилить свое влияние на США, подчеркивая свою готовность к военному сотрудничеству и оказывая друг другу политическую и экономическую поддержку. Пока неясно, поднимется ли это сотрудничество до уровня координации военных действий.
С точки зрения контроля над ядерными вооружениями, Вашингтон все чаще будет сталкиваться с дилеммой, когда ядерный паритет с Россией и Китаем будет ставить США в явно невыгодное положение в случае, если эти две страны будут действовать в тандеме, каким бы маловероятным это ни казалось на данный момент.
Ни Россия, ни Китай, скорее всего, не примут соглашение, которое даст США паритет против их объединенных ядерных сил. Точно так же США не откажутся от цели ядерного паритета, которая лежала в основе их предыдущих соглашений о контроле над ядерными вооружениями, позволив России и Китаю в совокупности иметь ядерные силы, превосходящие американские. В этих условиях трудно представить дальнейший прогресс в сокращении ядерных вооружений.
Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.
Автор статьи — Джозеф В. Микаллеф — историк, обозреватель, военный корреспондент, автор книг по военной истории и мировым событиям. В этом году выходит его новая книга "Лидерство в непрозрачном будущем". Микаллеф также является известным знатоком вин и спиртных напитков и автором бестселлера о шотландском виски. Он выступал комментатором на нескольких вещательных площадках и в средствах массовой информации в США.
По материалам The Epoch Times USA