Несколько лет назад столица Болгарии переживала серьёзный мусорный кризис, подобный тому, что сейчас наблюдается во Львове. После закрытия местной свалки отходы поглотили город; брикеты мусора просто некуда было вывозить и их оставляли под открытым небом на земле, где они разлагались и источали неприятный запах. Но теперь в Софии эта проблема больше не существует, и здесь на полигонах захоранивается не более 20% мусора. Как удалось Болгарии решить эту проблему?
#img_center_nostream#
В 2005 году из-за протестов жителей, которые жили поблизости свалки в Софии, её пришлось закрыть. В тот год речные воды подмыли свалку и захватили с собой хранилище с инфильтратами (жидкость, выделяемая при гниении отходов).
После закрытия мусорного полигона возник вопрос: что делать с отходами? Из него начали прессовать брикеты и просто оставлять в городе. Но мусор не может просто так лежать — под влиянием осадков он начал разлагаться и выделять фильтрат. Протесты горожан вспыхнули с новой силой.
Марии Бояджийской, которую в то время назначили заместителем мэра Софии по окружающей среде, поручили срочно найти выход из сложившейся ситуации.
Первым этапом стала разработка стратегии, которая прошла согласование с местными депутатами, Европейской комиссией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Стратегия заключалась в принятии краткосрочных мер и решении того, как в будущем город будет распоряжаться своими отходами.
На первом этапе все мусорные брикеты вывезли за пределы города. Затем оценили возможности открытия старой свалки. Прекратить фасовку мусора в брикеты и открыть старую свалку — это было жизненно важным решением, которое должен был принять горсовет Софии.
Но за год до этих событий река вышла из берегов и затопила эту свалку, рядом с которой находятся промышленная свалка и строения бывших военных комплексов, где ранее уже взрывались старые боеприпасы. Недалеко от этих объектов, менее одного километра, живут люди.
Окрестные жители были очень недовольны открытием и эксплуатацией старой свалки. Но им пообещали, что поэтапно полигон будет рекультивирован и станет безопасным.
Поэтому, с одной стороны, проводилось захоронение отходов, а с другой — рекультивация площади и создание зелёной зоны.
Горсовет Софии принял решение обрабатывать мусор перед его захоронением. На свалке установили сортировочную станцию, где из смешанного мусора отбирали отходы, пригодные для вторичной переработки, например, пластик, вредные вещества, габаритный мусор в виде мебели и т.п.
Пока предпринимались эти краткосрочные меры, продолжали разрабатывать масштабный план мусоропереработки. На другом участке началось строительство завода с механико-биологической переработкой мусора и создание там свалки. Здесь же установили специальный автомат для компостирования, который перерабатывал органические остатки и еду. Но на завершение строительства нового комплекса нужно не менее 8 лет.
Поэтому для подстраховки была открыта третья свалка — временная, созданная по стандартам ЕС.
«Ничего удивительного в Грибовичской свалке нет, таких есть тысячи», — говорит Мария Бояджийская, которая побывала во Львове. Более того, на Грибовичской свалке есть станция переработки инфильтрата, а на городском полигоне в Софии его не было. Но была установлена система дегазации.
Старая свалка работала до тех пор, пока не подготовили временный полигон. К этому времени началась поэтапная рекультивация на старом.
На разработку технико-экономического обоснования мусороперерабатывающего комплекса у Марии Бояджийской и её команды ушло 1,5 года. После этого начались переговоры с Еврокомиссией о финансировании. Все проекты финансировались за счёт Еврокомиссии и ЕИБ.
Пять лет назад завершилась первая стадия проекта — построен полигон и созданы установки для компостинга. В 2014 году построен завод по механико-биологической обработке мусора.
Объём мусора, который теперь захоранивается на полигоне, сократился в разы: сейчас это не более 20% мусора, производимого городом.
Люди начали видеть в мусоре ресурс, который можно переработать и использовать. Например, компост, который получается из органических остатков, они продают и зарабатывают на этом.
Запуск финальной стадии проекта — комбинированное производство тепла и электричества — запланирован на этот год. В теплоэлектроцентраль будет подаваться и тепло, и электричество, что поможет значительно сэкономить на природном газе.
Как говорит Мария Бояджийская, жители очень трудно привыкают сортировать мусор. И всё потому, что раньше никто этому не учил. Эти знания нужно закладывать с детства, и тогда сортировать отходы войдёт в полезную привычку.
Многие не задумываясь, сбрасывают весь мусор в один контейнер независимо от его предназначения. А обучение, которое мы предлагаем молодёжи, детям, даст свой результат через 10 лет, когда они вырастут.
К 2020 году в Болгарии должно будет перерабатываться около половины всего производимого мусора. Это требование закреплено законодательно. Пока переработка составляет 35%.
Каждый день в мегаполисе с населением в 1,2 миллиона производится одна тысяча тонн мусора. Тариф на вывоз рассчитывается как налог в зависимости от размера частной собственности. Например, семья, проживающая в 3-комнатной квартире, платит за сбор, сортировку и утилизацию мусора всего €50 в год.
По материалам: Zaxid.net.
С глобальной проблемой мусорных свалок в своё время столкнулась и Польша. Сегодня большинство развитых стран наладили процесс переработки мусора и превращения его в другие ценные ресурсы, в том числе и энергию. К 2020 году страны ЕС переходят на 70% переработку отходов.
Всё это становится возможным, когда жители больших и малых городов меняют своё отношение к отходам: учатся их сортировать, относить вторсырьё в пункты приёма, организуют уборки в компании единомышленников.