21 преступник работал в ВОЗ во время вспышки лихорадки Эбола в Конго. К работе привлекались не только временные работники, но и врачи. Крупные инвесторы теперь требуют реформ.
На официальном сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Генеральный директор Тедрос Гебреисус цитирует слова: "Работа ВОЗ направлена на служение людям, служение человечеству".
Однако в свете нового отчёта эта цитата приобретает горький привкус: независимая комиссия по расследованию установила, что 21 сотрудник ВОЗ совершил серьёзные злоупотребления, включая серию изнасилований.
Скандал привел к 29 беременностям, причем некоторых женщин их мучители впоследствии даже заставляли делать аборты, как выяснило следствие.
28 сентября ВОЗ опубликовала заключительный доклад по обвинениям в сексуальном насилии во время вспышки лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго в период с 2018 по 2020 год. За это время в Восточном Конго работали около 2800 сотрудников и подрядчиков ВОЗ.
"Первое, что я хочу сказать жертвам и пострадавшим... Мне очень жаль", — сказал Тедрос на пресс-конференции после выхода доклада. Он сказал, что сейчас его первоочередной задачей является привлечение виновных к ответственности.
Ему следует сделать это быстро, поскольку крупнейшие инвесторы организации требуют действий и серьёзных реформ. Они также призывают провести "оценку институциональной политики, операционных процессов, культуры руководства и обстоятельств в ВОЗ, которые позволили этому произойти".
Властям ООН теперь известны личности 83 предполагаемых преступников. Это были как граждане Конго, так и иностранцы. В 21 случае следователи ООН смогли с уверенностью установить, что предполагаемые преступники были сотрудниками ВОЗ, работающими в рамках мер по борьбе с Эболой.
Большинство преступников работали на временной основе. Они использовали своё положение для получения сексуальных услуг. Среди предполагаемых преступников также были высококвалифицированные международные сотрудники, включая врачей, консультантов и административный персонал.
В общей сложности комиссия опросила 75 предполагаемых жертв, в возрасте от 13 до 43 лет, об этих инцидентах. Большинству из них предлагали работу в обмен на секс. В девяти случаях следователи подозревают изнасилование.
В одном из случаев, приведенных в отчёте, женщина, работающая в Комиссии по наблюдению за Эболой в Бутембо, сказала, что её начальник, врач, работающий в ВОЗ, требовал от нее секса или половину её месячной зарплаты в обмен на её работу. Другими словами, она платила ему.
Самая молодая жертва вспоминает, что водитель ВОЗ в маленьком городке Мангина в Северном Киву предложил отвезти ее домой. Она сказала, что мужчина не отвёз ее домой, а изнасиловал. Она забеременела и родила ребенка.
В отчёте говорится, что некоторые из жертв были травмированы жестоким обращением. Некоторые из мужчин давали таблетки или уколы для прерывания беременности девушкам и женщинам, от которых они забеременели.
В результате злоупотреблений и эксплуатации у некоторых жертв ухудшилось финансовое положение. Две из них сказали, что были вынуждены бросить учёбу в институте после того, как стало известно об их беременности.
ВОЗ передаст заявления об изнасиловании конголезским властям, говорит Тедрос, который 14 раз посещал Конго во время вспышки Эболы.
В отчёте также говорится, что хотя большинство обвинителей составляли женщины и девушки, несколько мужчин также заявили о сексуальном насилии или домогательствах.
Несмотря на известные случаи сексуального насилия в других миссиях ООН, Комиссия установила, что сотрудники ВОЗ "совершенно не знали", как бороться с сексуальной эксплуатацией и надругательствами.
Команды на местах "с самого начала не имели возможности управлять рисками сексуальной эксплуатации и надругательств, которые могут возникнуть во время их миссий".
Однако эти оценки не сходятся, если обратить внимание на высказывания пострадавших. Действительно, ни для кого не секрет, что на женщин оказывали давление, заставляя их обменивать секс на работу, повышение по службе или даже на предметы первой необходимости.
Молодая женщина из города Бени, которая работала в ВОЗ архивариусом, а затем в отделе логистики, рассказала следователям Комиссии, что было общеизвестно, что нужно заниматься сексом, чтобы добиться успеха. "Все вступали в половые отношения в обмен на что-то", — сказала она. "Это было очень распространено".
Она рассказала, что с неё потребовали секс в обмен на воду для ванны в базовом лагере для гуманитарных работников, где она остановилась.
ВОЗ освободила четырех предполагаемых преступников. Адвокат ВОЗ сообщил NPR, что ни один из 17 сотрудников ВОЗ, названных в докладе, уже не работают в организации.
В рамках расследования комиссии удалось опросить восемь обвиняемых. Шестеро отрицали свою причастность, а двое признались в сексуальных отношениях, которые как в отчете говорится, были по обоюдному согласию.
До сих пор не было выдвинуто никаких уголовных обвинений, несмотря на разрушительные заявления об изнасиловании и принуждении. Это может быть связано с тем, что большинство сотрудников ООН защищены служебным иммунитетом.
Это означает, что они не могут быть привлечены к ответственности за то, что они сделали в рамках своей работы. Генеральный секретарь ООН может снять иммунитет, если это "будет препятствовать правосудию", — сказал Тедрос.
Однако Паула Донован, активист по борьбе со СПИДом из США, сомневается в том, какое влияние окажет доклад. Она уже много лет призывает положить конец безнаказанности за сексуальное насилие со стороны сотрудников ООН.
Донован назвала новый доклад комиссии ВОЗ "фиктивным уголовным расследованием". Она говорит, что ВОЗ не должна расследовать обвинения в серьезных преступлениях, выдвинутых против самой организации и её сотрудников.
ВОЗ контролирует повествование этой истории. То, что руководство ВОЗ знало или не знало о сексуальных преступлениях, совершенных её собственными сотрудниками, не должно расследоваться ВОЗ. Расследовать обвинения должны внешние и независимые эксперты, "которые наняты правительствами и имеют юридические полномочия расследовать преступления", — сказала Донован.
Другие правозащитники также считают, предпринятые ВОЗ шаги на сегодняшний день, недостаточно. "Нескольких слов извинения недостаточно", - сказала Асмита Наик, международный консультант по правам человека и защитник жертв сексуальной эксплуатации в интервью "Devex", медиа-платформе мирового сообщества по развитию.
"Должны быть последствия". Она выступает за сокращение средств ВОЗ и за то, чтобы доноры перенаправляли свои средства организациям, " у которых дела идут лучше".
Первые обвинения в адрес гуманитарных организаций прозвучали ровно год назад, 29 сентября 2020 года. Информационные агентства "The New Humanitarian" и "Thomson Reuters Foundation" объявили тогда о результатах своего расследования. Согласно этим данным, более 50 женщин обвинили сотрудников гуманитарной помощи из ВОЗ и ведущих НПО (Неправительственных Организаций) по борьбе с Эболой, в сексуальной эксплуатации и надругательствах в Демократической Республике Конго.
Опрошенные также дали конкретные показания о том, какие НПО были затронуты: ЮНИСЕФ, Oxfam (Оксфам), "Врачи без границ", World Vision, ALIMA и Международная организация по миграции.
Обвинения в адрес Oxfam были подтверждены пятью пострадавшими. Они призвали начальство организации к действиям. "Мы устали от того, что Oxfam ничего не предпринял для решения наших проблем и жалоб, которые мы поднимали в течение многих лет", - сказал один из потерпевших в интервью The New Humanitarian в апреле. Агентство было первоначально создано в 1995 году как информационная служба ООН, но в 2015 году отделилось от ООН.
Один бывший сотрудник Oxfam охарактеризовал институциональную культуру как "коррумпированную". Многие из сотрудников, нанятых для борьбы с Эболой и COVID-19, были членами семей или друзьями сотрудников, или женщинами, с которыми некоторые сотрудники спали. Это способствовало созданию среды, которая открывала двери для злоупотреблений.
Oxfam уволила двух сотрудников. Однако преступники насилия все еще могут быть наняты на работу из-за неадекватных механизмов защиты и отчетности, по данным Комитета международного развития (IDC).
Масштабы проблемы определяются одним основным фактором, говорится в докладе. Африканские страны являются получателями иностранной помощи с момента обретения ими постколониальной независимости. Однако, по мнению экспертов, культура помощи в целях развития привела к зависимости местных жителей, а не к их самообеспеченности.
Люди, особенно женщины, получающие помощь, полностью сосредоточили свою жизнь на получение помощи. Они кормят этим себя и свои семьи. Часто присутствие гуманитарной организации также означает дополнительную возможность трудоустройства. Так что они практически находятся в их власти.
По мнению комитета IDC, коронавирусная пандемия, вероятно, усугубила проблему, поскольку нехватка продовольствия и сокращение расходов сделали и без того зависимых, в основном женщин, получателей помощи еще более уязвимыми.
Источник: The Epoch Times