В контролируемом Индией Кашмире, где большинство населения составляют мусульмане, власти запретили проведение любых акций солидарности с палестинцами. Проповедников призвали не упоминать о конфликте в Газе, сообщили Associated Press жители и религиозные лидеры.
"С точки зрения мусульман, Палестина очень дорога нам, и мы, по сути, должны поднять свой голос против угнетения там. Но мы вынуждены молчать", — говорит Мирвайз Умар Фарук, один из главных лидеров сопротивления и мусульманский священнослужитель. По его словам, с начала войны каждую пятницу он находится под домашним арестом, а в крупнейшей мечети региона в Сринагаре, главном городе Кашмира, запрещены пятничные молитвы.
Эти ограничения являются частью усилий Индии по пресечению любых форм протеста, которые могут перерасти в требования прекратить правление Нью-Дели в гималайском регионе, который разделен между Индией и Пакистаном. В 2019 году Нью-Дели лишил регион полуавтономии, резко ограничив любое инакомыслие, гражданские свободы и свободу СМИ.
Жители Кашмира давно проявляют солидарность с палестинцами и устраивали масштабные антиизраильские акции протеста во время предыдущих боевых действий в Газе. Эти протесты перерастали в уличные столкновения, сопровождавшиеся требованиями прекратить индийское правление и десятками жертв.
Индия долгое время балансировала между враждующими сторонами, имея исторически тесные связи с обеими. Моди, убежденный индуистский националист, был одним из первых мировых лидеров, кто оперативно выразил солидарность с Израилем и назвал нападение ХАМАС "терроризмом". Однако 12 октября министерство иностранных дел Индии выступило с заявлением, в котором подтвердило позицию Дели в поддержку создания "суверенного, независимого и жизнеспособного государства Палестина, живущего в безопасных и признанных границах, бок о бок в мире с Израилем".
Две недели спустя Индия воздержалась при голосовании на Генеральной Ассамблее ООН, призвавшей к гуманитарному прекращению огня в Газе, что является отклонением от ее обычной практики голосования. Нью-Дели заявил, что такое голосование не осуждает нападение ХАМАС 7 октября.
"Это необычно", — сказал Майкл Кугельман, директор Института Южной Азии Центра Вильсона.
Индия "рассматривает нападение Израиля на Газу как контртеррористическую операцию, направленную на ликвидацию ХАМАС и не направленную непосредственно против палестинского гражданского населения, т.е. именно так, как Израиль рассматривает этот конфликт", — сказал Кугельман.
"Это не просто мнение правительства. Если вы спросите любого среднестатистического индийца, то терроризм - это проблема, которая очень близка сердцу людей, потому что очень немногие страны и общества пострадали от терроризма так сильно, как мы", — сказал он в субботу на мероприятии для СМИ в Нью-Дели.
Данная позиция правительства совпадает с распространенной поддержкой Израиля среди индийских индуистских националистов, которые составляют основной банк голосов для Моди и его партии "Бхаратия Джаната".
Правин Донтхи, старший аналитик Международной кризисной группы, считает, что в отличие от других глобальных конфликтов война может иметь внутренние последствия для Индии, поскольку в стране проживает большое количество мусульман.
Ранее Индия во внешней политике последовательно поддерживала палестинцев.
В 1947 году Индия проголосовала против резолюции ООН о создании государства Израиль. В 1970-х гг. она стала первой неарабской страной, признавшей Организацию освобождения Палестины в качестве представителя палестинцев, а в 1980-х гг. предоставила ей полный дипломатический статус.
После того как ООП начала диалог с Израилем, Индия в 1992 г. установила с ним полные дипломатические отношения.
Эти отношения переросли в отношения в области безопасности после 1999 г., когда Индия вела ограниченную войну с Пакистаном за Кашмир, а Израиль помогал Дели оружием и боеприпасами. С годами эти отношения постоянно развивались, и Израиль стал вторым по величине поставщиком оружия в Индию после России.
После того как в 2014 году Моди выиграл свой первый срок, он стал первым индийским премьер-министром, посетившим Израиль в 2017 году. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Нью-Дели в следующем году и назвал отношения между Нью-Дели и Тель-Авивом "браком, заключенным на небесах".
Через несколько недель после визита Нетаньяху Моди посетил оккупированный Западный берег реки Иордан город Рамаллах, что стало первым визитом индийского премьер-министра, и провел переговоры с президентом Палестины Махмудом Аббасом. "Индия надеется, что Палестина вскоре станет суверенной и независимой страной в мирной атмосфере", — заявил Моди.
Однако критики Моди теперь сравнивают его правительство с израильским, утверждая, что оно принимает некоторые меры, такие как снос домов и недвижимости, в качестве "коллективного наказания" против мусульманского меньшинства.
За пределами Кашмира индийские власти также в основном пресекают пропалестинские акции, ссылаясь на необходимость поддержания межобщинной гармонии и правопорядка. Единственным штатом, где прошли массовые митинги, является южная Керала, где в правительстве преобладают левые партии.
Ага Сайед Мохаммад Хади, кашмирский религиозный деятель, не смог возглавить три пятничные молитвы, поскольку в эти дни находился под домашним арестом. По его словам, он хотел провести акцию протеста против "агрессии Израиля".
"Сначала полиция разрешала нам осуждать зверства Израиля в мечетях. Но в прошлую пятницу они сказали, что даже говорить (о палестинцах) в мечетях запрещено", — сказал Хади. "Они сказали, что мы можем молиться только за Палестину — и то на арабском, а не на местном кашмирском языке".