В феврале китайский лидер Си Цзиньпин принял верительные грамоты посла Талибана, что стало началом нормализации отношений с деспотичным режимом, возглавляемым террористической организацией.
Во время церемонии принятия верительных грамот в Большом зале народных собраний в январе представитель Коммунистической партии Китая (КПК) заявил: "Китай считает, что Афганистан не должен быть исключен из международного сообщества".
Хотя Китай стал первым государством, официально принявшим верительные грамоты посла Талибана, КПК не заявила о признании легитимности правительства Талибана. Тем не менее, КПК признала Исламский Эмират Афганистан законным преемником Исламской Республики Афганистан.
Администрация Байдена выдвинула несколько условий для рассмотрения Соединенными Штатами вопроса о нормализации отношений с Афганистаном, таких как расширение прав человека, особенно прав женщин, искоренение террористической деятельности и внедрение более инклюзивной структуры управления, способствующей участию этнических и религиозных меньшинств. Пекин и несколько стран, входящих в орбиту КПК, не выдвинули подобных требований.
Несколько других стран — в том числе Казахстан, Иран, Пакистан, Россия и Туркменистан — аккредитовали назначенных талибами поверенных в делах посольств. Кроме того, "Талибан" получил контроль над посольствами в Катаре и Малайзии, а также над представительствами в Индии и генеральным консульством в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).
Преуменьшая катастрофические последствия неудачного вывода американских войск, президент Джо Байден заверяет мир в том, что в Афганистане нет деятельности "Аль-Каиды". Однако наблюдатели ООН сообщают, что лидеры "Аль-Каиды" в настоящее время занимают высокие посты в ключевых афганских министерствах. Другие террористические группировки, такие как Движение талибов в Пакистане и Техрик-и-Талибан Пакистан (ТТП), организуют лагеря по подготовке террористов-смертников, которые, по мнению американских властей, будут направлены в Пакистан.
Талибан утверждает, что практически полностью разгромил террористическую группировку ИГИЛ в Афганистане, но сторонние наблюдатели с этим не согласны. Хотя количество терактов, совершенных группировкой "Исламское государство — провинция Хорасан" (ИГПХ), сократилось, "Талибан", тем не менее, растет и расширяется. Помимо Пакистана и Афганистана, ИГИЛ также присутствует в Индии, Бангладеш, Бирме (также известной как Мьянма), на Мальдивах и Шри-Ланке. В этих странах ИГПХ сталкивается с давлением со стороны других вооруженных группировок, а также с контртеррористическими усилиями правительств. Однако угроза, которую представляет ИГПХ для Запада и его южноазиатских партнеров, растет. Более того, существует опасность, что Афганистан под властью талибов может легко превратиться в центр глобальной террористической деятельности.
Права человека служат еще одной веской причиной не легитимизировать "Талибан". Афганистан имеет прискорбный послужной список пыток, внесудебных казней, репрессий против этнических и религиозных меньшинств и других преступлений. Кроме того, женщины при талибах практически не имеют никаких прав, включая право на образование.
Однако КПК не проявляет никакой заботы о правах человека или качестве внутреннего управления. Возможно, она рассматривает правительство талибов как средство обеспечения стабильности в рамках своей инициативы "Пояс и путь" (BRI, также известной как "Один пояс, один путь"). Кроме того, Афганистан обладает богатыми месторождениями полезных ископаемых, к которым Китай может стремиться получить доступ.
30 января главный представитель талибов Забихулла Муджахид заявил на сайте X (бывший Twitter), что "Китай понял то, чего не понял остальной мир. Мы не находимся в однополярном мире". Эти слова полностью совпадают с риторикой Си: "Равноправный и упорядоченный многополярный мир — это мир, в котором все страны, независимо от их размера, рассматриваются как равные".
В этом сценарии каждая страна будет иметь право голоса, а Китай будет защищать права небольших стран выражать именно то, что хочет КПК. Исследования показали, что главным бенефициаром является Китай.
Повышение легитимности "Талибана" со стороны ряда мусульманских стран способствует созданию коалиции КПК и одновременно ослабляет влияние США.
Мнение, выраженное в этой статье, является мнением автора и не обязательно отражает точку зрения The Epoch Times.
Антонио Грасеффо — доктор философии, китайский экономический аналитик, проработавший более 20 лет в Азии. Г-н Грасеффо является выпускником Шанхайского университета спорта, получил степень MBA по Китаю в Шанхайском университете Цзяотун и в настоящее время изучает национальную оборону в Американском военном университете. Он является автором книги "За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая" (2019).
По материалам The Epoch Times USA