Парламент Южной Кореи в субботу объявил импичмент президенту Юн Сук Ёлю за его указ о военном положении. Некоторые законодатели от Партии народной власти заявили, что будут голосовать за импичмент Юна, поскольку общественные протесты усилились, а его рейтинг резко упал.
Национальное собрание приняло предложение со счетом 204-85. После этого президентские полномочия и обязанности Юна были приостановлены, и в субботу исполняющим роль президента стал премьер-министр Хан Дак Су.
У Конституционного суда есть 180 дней, чтобы принять решение о снятии Юна с поста президента или восстановлении его полномочий. Если он будет отстранен от должности, то в течение 60 дней должны состояться общенациональные выборы, на которых будет выбран его преемник.
Хан, исполняющий обязанности лидера, приказал военным усилить меры безопасности, чтобы предотвратить провокации со стороны Северной Кореи. Он попросил министра иностранных дел проинформировать другие страны о том, что основные направления внешней политики Южной Кореи остаются неизменными, а министра финансов — работать над минимизацией возможных негативных последствий политических потрясений для экономики, сообщает офис Хана.
Спикер Национального собрания У Вон Шик сказал, что импичмент Юна стал результатом «горячего стремления народа к демократии, мужества и самоотверженности».
Сотни тысяч людей, собравшихся у здания парламента, ликовали, размахивали транспарантами и разноцветными светящимися палочками в стиле к-поп, а ведущий активист кричал со сцены: «Мы сохранили конституционный порядок!»
«Импичмент был проведен в соответствии с требованиями народа, и я надеюсь, что решение об отставке Юн Сук Ёля будет принято как можно скорее», — сказал Ким Су Бонг, участник акции протеста. «Я очень счастлив и тронут. Я рассматриваю это как победу народа».
На одной из центральных площадей Сеула собралась еще одна огромная толпа, поддерживающая Юна.
Юн выступил с заявлением, в котором сказал, что «никогда не сдастся», и призвал чиновников поддерживать стабильность в работе правительства во время, как он выразился, «временной» паузы в его президентстве.
«Я унесу с собой всю критику, ободрение и поддержку, направленные в мой адрес, и буду продолжать делать все возможное для страны до самого последнего момента», — сказал Юн.
Введенное Юном 3 декабря военное положение, первое за более чем четыре десятилетия в Южной Корее, продлилось всего шесть часов, но вызвало массовые политические волнения, остановило дипломатическую деятельность и потрясло финансовые рынки. Юн был вынужден отменить свой указ после того, как парламент единогласно проголосовал за его отмену.
Оппозиционные партии обвиняют Юна в мятеже, ссылаясь на закон, согласно которому мятежом считается организация бунта против установленных государственных властей с целью подрыва конституции. Они также утверждают, что президент Южной Кореи имеет право объявлять военное положение только в военное время или в аналогичных чрезвычайных ситуациях и не имеет права приостанавливать работу парламента даже в условиях военного положения.
В заявлении об импичменте утверждается, что Юн «совершил мятеж, который нанес ущерб миру в Республике Корея, устроив серию беспорядков». В нем говорится, что мобилизация Юном военных и полицейских сил угрожала Национальному собранию и общественности и что его указ о военном положении был направлен на нарушение конституции.
Некоторые из утверждений Юна не согласуются с показаниями нескольких военных командиров, чьи войска были направлены на Ассамблею.
Квак Чон Кын, командующий Командованием специальных боевых действий сухопутных войск, сказал, что Юн попросил своих солдат «быстро разрушить дверь и вытащить законодателей, которые находятся внутри». Квак сказал, что не выполнял приказ Юна.
Юн обладает президентской привилегией — иммунитетом от уголовного преследования, но это не распространяется на обвинения в мятеже или государственной измене. Однако наблюдатели сомневаются, что власти будут насильно задерживать его из-за возможности столкновений со службой безопасности президента.