9 апреля в Восточном Тиморе прошел первый раунд президентских выборов, которые впервые состоялись в год обретения страной независимости от Индонезии в 2002 году. В водовороте гласности, преданной этой недавно освобожденной нации, и роли Австралии в передачи Тимору этой свободы, были проведены параллели с ситуацией в индонезийской провинции Ачех, однако совсем не были упомянуты сравнительно неизведанные Специальные автономные регионы Западной Папуа, некогда называвшиеся Ириан Джая (Irian Jaya).
Бенни Венда, участник кампании освобождения Западной Папуа в Великобритании, говорит, что жители Западной Папуа все больше и больше смотрят на пример Восточного Тимора.
"Борьба за освобождение в Восточном Тиморе показала путь для Западной Папуа. Сопротивление местных жителей изнутри и международное давление извне. Мы, жители Папуа, хотим иметь такие же демократические свободы, чтобы самим выбирать своего лидера! - заявил Венда. - Каждый, кто баллотируется на выборы индонезийской «новой демократии», будь то местный чиновник или мэр, должен дать клятву защищать «территориальную целостность Объединенной Республики Индонезия». Будучи лидером, отстаивающим независимость, я почему-то не думаю, что они позволят мне баллотироваться на пост губернатора!"
Малочисленное местное население в 1,5 миллиона наводнено индонезийскими войсками численностью 20 000 человек. К коренному населению острова также добавились более миллиона людей других национальностей, попавших в Папуа в результате государственной политики миграции. Согласно Джиму Элмсли из Центра изучения мирных и конфликтных отношений при Сиднейском университете, к 2011 году папуасы станут меньшинством в своей собственной стране.
Более того, в Западной Папуа в нестабильной ситуации также находятся около 250 туземных племен меланезианцев. Дани – это самое известное племя Западной Папуа, ставшее известным благодаря набедренным повязкам, которые носят представители мужского пола. Последние сообщения австралийского телеканала сильно преувеличены в освещении каннибальских ритуалов некоторых племен – которые, на самом деле, далеко в прошлом. Намного более серьезной опасностью для населения стали ВИЧ, снижение уровня рождаемости и жестокие действия военных, что грозит стереть с лица земли эти уникальные народы.
Вануака (или Папуа и Новая Гвинея) обрела независимость от Австралии в 1980 году. Однако ее западный сосед никогда не видел свободы вследствие спонсированной США сделки между голландцами и индонезийским правительством.
Несмотря на полное отсутствие самоуправления, патриоты Западной Папуа считают 1 декабря 1961 года днем, когда голландское правительство признало их национальные символы. Каждый год в этот день они поднимают флаг и поют песни. Церемония поднятия флага была узаконена в 2000 году, однако впоследствии была аннулирована военными, когда участников обвинили в сепаратизме. Однако насилие со стороны борцов за независимость проявляется крайне редко, так как большинство активистов выступают за мирные протесты под покровительством церкви.
Хотя правительство Индонезии за последние годы было более благожелательным к папуасам, в действиях армии прослеживается сильная националистическая привязанность к территории. До недавнего времени национальные войска Индонезии (НВИ) были на 2/3 на самообеспечении и были достаточно независимы от контроля Джакарты. Существует так называемая культура беззакония, которая дает армии неограниченную свободу.
Практически все сообщения о нарушении прав человека в Западной Папуа касаются НВИ. Солдаты обвиняются в наживе от проституции и фальсификации документов, нападении на мирных граждан, сожжении полей, больниц и школ, а также убийстве заключенных.
Другие сообщения выдвигают предположения, что НВИ вооружает и тренирует войска ополченцев, чтобы совершать незаконные операции и провоцировать конфликты с папуасскими сепаратистами. Лакса Джихад – одна из таких организаций, находящаяся под покровительством, а возможно полным контролем НВИ. Она была напрямую связана с Аль-Каидой. Один информатор рассказал про хорошо спланированную политику религиозного насилия Лакса Джихад, направленную против аборигенов-христиан в Папуа. Однако такие сообщения сложно подтвердить, так как журналистам и наблюдателям за правами человека в Западную Папуа вход строго ограничен.
Именно при таких обстоятельствах договор между Австралией и Индонезией на основе безопасного сотрудничества, или «Соглашения Ломбок», принимается в Австралийском Парламенте. Он говорит о «невмешательстве во внутренние дела друг друга» и «уважении территориальной целостности и солидарности», что многие критики интерпретируют как ограничение Австралии в решении вопросов о нарушении прав человека и других регуляций в регионе.
Некоторые выражают опасения, что на австралийское правительство ляжет вина по лишению голоса защитников независимости и депортации папуасских беженцев, которых она недавно приютила, о чем говорится в заявлении в Объединенный постоянный комитет по договорам в Канберре. Доклад не вступит в силу до конца июня.
Как предупреждает Международная комиссия юрисконсультов, широкие рамки и размытые формулировки «Соглашения Ломбок» могут стать угрозой гражданской свободе австралийцев и свести на нет обязательства Австралии по защите прав человека. Существует незначительное преимущество от подписания соглашения о сотрудничестве со страной, которая представляет Австралии незначительную угрозу, кроме как распространения ислама и роста количества беженцев, о которых в договоре практически не упомянули.