ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Выживание в Зимбабве

Великая Эпоха
В конце июня в большей части Зимбабве нормальная жизнь остановилась. Поставка электроэнергии была крайне нестабильной почти всю неделю, и мы были вынуждены работать в наиболее абсурдном режиме, чтобы успеть хоть что-то сделать.

Торговцы везут дрова для продажи жителям Эпворс (поселение в юго-восточной части г. Харар). Фото: Desmond Kwande/AFP/Getty Images
Торговцы везут дрова для продажи жителям Эпворс (поселение в юго-восточной части г. Харар). Фото: Desmond Kwande/AFP/Getty Images
Ложимся спать в 19 часов в холоде и мраке; просыпаемся в 23 часа, когда включается свет. Тело, пытаясь приспособиться к новому нелепому распорядку дня, протестует. Гладим бельё, проверяем электронную почту и работаем на компьютере до полночи.

Снова встаём в 4 часа утра, чтобы приготовить овсянку на завтрак, и радуемся этому достижению, поскольку электричество снова отключается в 5 часов. Начинается новый безумный день...

Жуткое безмолвие, которым характеризуется пригородная жизнь, ненамного лучше ситуации в торговых центрах – компьютеры не работают, лифты не двигаются с места, холодильники с мясом в супермаркетах разморожены, в мясной лавке пусто, хлебопекарные печи холодные, еда протухшая, а люди просто сидят на тротуарах в ожидании перемен.

Абсурдность ситуации не перестает преподносить новые сюрпризы. В один холодный вечер коротковолновая радиостанция Африка (Short Wave Radio Africa) взяла интервью у высокопоставленного чиновника из ZESA (Орган управления электроснабжением). Несмотря на то, что радиостанция объявлена вне закона в Зимбабве, а её персоналу не разрешают вернуться в страну, руководитель ZESA, тем не менее, открыто дает интервью запрещенной радиостанции! Чиновник нашёл целый ряд оправданий с целью снять с себя ответственность за возникновение этой ситуации  и затем воспользовался выпавшей возможностью, чтобы сообщить о повышении цен на электричество на 50%.

Вот это да! И за какое это электричество?! 5 июня был Всемирный день охраны окружающей среды. Зимбабве тем временем погрузилась в тишину и мрак. По нелепой иронии, тот день сопровождался звуками рубки деревьев и картиной людей, несущих палки и ветки только что нарубленной местной древесины. Шестидесятилетние деревья погибли за минуты – какая это трагедия для Зимбабве, какой позор для страны, министр туризма которой возглавляет комиссию ООН по устойчивому развитию!

Почти полностью вышедшая из строя система электроснабжения в Зимбабве затрагивает людей по всей территории страны. В сельской местности, недалеко от меня, ближайшая мельница находится за 6 км. Когда люди приходят туда, они обнаруживают, что мельница не работает без электричества. Им не остаётся ничего другого, кроме как оставить свою драгоценную сумку с кукурузой и вернуться на следующий день с надеждой, что большая часть её содержимого всё ещё там. Мельники вынуждены работать по ночам или в любое время в течение дня, когда включается электричество, – всё это ради того, чтобы выжить.

Наверное, самая большая ирония отключения электроэнергии в том, что по крайней мере на данный момент мы не имеем возможности смотреть и слушать политическую пропаганду по центральному телевидению и радио Зимбабве. Это единственное счастливое утешение для нас, особенно теперь, когда важные персоны начали рекламировать себя, чтобы заручиться поддержкой для следующего раунда выборов, который состоится всего через восемь месяцев.

Кэти Бакл. Великая Эпоха