ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Суверенитет Канады над водами Арктики находится под вопросом

Великая Эпоха
Таяние: глобальное потепление может поставить под вопрос претензии Канады на владение Северо-Западным проходом. Фото: Photos.com
Таяние: глобальное потепление может поставить под вопрос претензии Канады на владение Северо-Западным проходом. Фото: Photos.com
Более 300 лет Северо-Западный проход между Азией и Европой оставался «Арктическим Граалем», как называли этот морской путь в 1980-х годах современники.

Даже с середины XX века лишь небольшое количество судов совершало плавание через ледяные течения, но, несмотря на их отвагу, даже их достижения не превратили его в торговый путь.

По иронии судьбы, не навигационные инновации, а сегодняшнее глобальное потепление может осуществить недосягаемую мечту бесстрашных открывателей тех лет – превратить Северо-Западный проход в крупнейший морской путь. И пока это, может быть, звучит заманчиво, однако может поставить под вопрос суверенитет Канады над Арктическим морем.

Какой суверенитет считать суверенитетом?

Канада – арктическая страна, что является для её жителей источником национальной гордости. Когда 9 июля Стефан Харпер (премьер-министр Канады – прим. пер.) объявил, что город Оттава планирует истратить 3,1 миллиарда долларов на строительство 6-8 сторожевых кораблей класса 5 для охраны Арктического побережья и ещё больше – на глубоководный порт для их обслуживания, он в действительности выражал слова многих своих предшественников, обращенные к миру: «Воды Арктики принадлежат Канаде!»

Но сможет ли Канада отстоять свои права иным способом, кроме как прибегая к сентиментальности?

Сама идея суверенитета изменчива. Харпер во время объявления об этих затратах уверенно заявил: «Когда приходит время защищать наш суверенитет над Арктикой, перед Канадой встаёт выбор: мы его добиваемся или мы его теряем». Если страна не будет защищать свои владения, она утратит их.

На практике это означает: страна должна активно патрулировать на своей территории, иметь возможность отражать агрессоров, сохранять мир и безопасность в районе. Ее владения также должны быть признаны правительствами других стран.

В газете «Перспективы Севера» профессор юриспруденции при Университете Оттавы Дональд Мак-Рей говорит о том, что Канада, защищая свой суверенитет над Арктикой, должна будет встретиться с двойными стандартами.

Относительно прав на земельное владение, существует геополитический факт, что в 1880 году Британия уступила Канаде Арктический архипелаг. Однако эти претензии на морские владения более чем шаткие.

Соединённые Штаты никогда не признавали власть Канады над Северо-Западным водным путём, и долгие годы две соседствующие страны играли друг с другом в «кошки-мышки» без явных побед с какой-либо стороны. Например, если Соединённые Штаты без предварительного объявления отправляют судно, Канада немедленно выписывает разрешение. По Соглашению об арктическом сотрудничестве 1988 года Соединённые Штаты согласились с тем, что американские ледоколы должны иметь разрешение от Канады, чтобы плавать в спорных водных территориях. Канада согласилась всегда выдавать разрешение.

Парадоксальне те, що у договорі також існує пункт, у якому йдеться про те, що згода не змінює історичної позиції кожного уряду щодо питання про суверенітет.

Когда дело доходит до вопроса о физическом присутствии на севере, у Канады всегда возникают затруднения, так как архипелаг занимает 40% её территории, там крайне суровый климат, в результате чего надзор обходится очень дорого.

В документе Государственной обороны, датированном 10 июля, значится, что военно-морской флот Канады в настоящее время не имеет возможности патрулировать Арктический океан «и в состоянии находиться в северных водных пространствах только небольшой период времени и только тогда, когда нет льда». В дальних северных районах отсутствует даже постоянная поисковая и спасательная служба, не говоря уже о многофункциональной службе безопасности.

В общем, ничто из этого не имеет большого значения. Однако глобальное потепление меняет арктические реалии. Глобальное потепление превращает суверенитет над полярным Севером в тему для горячего обсуждения.

Международные специалисты по наблюдению за изменением климата предсказывают сейчас, что в недалёком будущем в результате таяния ледяного полярного покрова суда, совершая плавание, смогут пересекать Атлантический и Тихий океаны, проходя путь на 7000 км. короче по сравнению с теперешним, проходящим через Панамский канал.

В 2004 году Арктический совет в своём исследовании, носящем название «Влияние потепления на Арктику», отмечал, что к концу текущего века навигационный период (когда концентрация льда меньше на 50%) по Северному пути предположительно увеличится до 120 дней по сравнению с настоящим периодом в 20-30 дней.

Согласно данным, полученным с американской подводной лодки, объем льда в арктических морях сократился на 40%. Эти данные были представлены в 2001 году на оперативном симпозиуме военно-морского флота, прошедшем под осторожно выбранным названием «Операции военно-морского флота в безлёдной Арктике».

Если Северо-Западный проход станет свободным, как это ожидается, то Канада сможет сохранить свой суверенитет над Арктикой лишь в условиях огромного увеличения операций в Арктике. Это логически вытекает из Конвенции ООН 1982 г. о морском праве, в которой сказано, что корабли и самолеты имеют право пересекать любые «международные каналы». Под «международными каналами» подразумеваются водные пути, используемые для международной навигации между двух частей открытого моря (или моря вне территориальных вод) или особых экономических зон.

На Северном пути до сих пор не было регулярной навигации, поэтому он не подпадал под определение «международного канала». Но как только он станет таким, Канада не будет иметь права задерживать суда. И, если Канада не будет задерживать суда, она должна будет осуществлять контроль над всем, что за этим последует. Но если она не сможет это исполнять, то она потеряет право на суверенитет.

Эксперт в области международного права при Университете Британской Колумбии Майкл Байерс сообщает: «Таяние льда увеличивает возможность для судов проплывать, не спрашивая на это разрешения. Если Канада не предотвратит такой несогласованный транзит, то исчезнет право Канады на владение Арктическими водами».

Волна активности не ограничится лишь торговым флотом. Давление возрастёт, когда нефть и газ в открытом море станут более доступны, если откроется новый рыбный промысел трески и скумбрии, и возникнут новые возможности для открытия туристических линий.

И что важнее всего: Канада должна будет доказать способность предотвращения терроризма, чтобы преградить террористам лёгкую дорогу для транспортировки бомб в Северную Америку. Профессор Байерс считает, что этот момент мог бы стать самым большим преимуществом в замыслах Оттавы. Он полагает, что после событий 11 сентября «самой важной вещью для канадского правительства является возможность убедить американское правительство в том, что контроль Канады над Северо-Западным путём принесёт пользу также и для США».

Возможно, это хорошая идея, но пойдут ли Соединённые Штаты на это? Разрешат ли проблему несколько миллиардов долларов и горстка ледоколов?

Если Оттава не готова к повышению ставок, то в своих претензиях на суверенитет над Арктикой Канада ходит по тонкому льду.

Синди Друкер. Великая Эпоха