Действительно ли в сегодняшнем глобализованном мире всё возрастающее количество людей, пересекающих границы стран, делает нынешнюю систему понятий прав и обязанностей граждан устаревающей?
Большая часть современных законов в отношении иммиграции и гражданства отражает устаревшую концепцию «государства-нации». Не будет ли более практичным и гуманным позволить людям жить в любом месте мира при условии, что они не будут посягать на права и ресурсы других?
Богатые люди всегда были гражданами мира, путешествуя и останавливаясь там, где хочется. Все страны приветствуют людей с толстым кошельком вне зависимости от их национальности. В последнее время появилась новый класс международных технократов с высоким образованием. Они перемещаются по планете, занимая должности профессоров в университетах, консультантов по коммерческим вопросам и специалистов отрасли высоких технологий.
Эта горстка привилегированных представителей элиты представляет лишь маленькую часть людей, которые перемещаются по миру, путешествуя из Марокко в Гибралтар, из Манилы в Гонконг, из Венесуэлы в Сан-Диего, из Бангкока в Дубай и в сотни других пунктов пересечения границ, легально и нелегально. Большинство этих людей охотно покидают свои дома и устраиваются в других странах на любые виды работы, часто соглашаясь на опасные для здоровья и даже бесчеловечные условия.
В настоящее время трудовая мобильность - одна из самых жестоких реалий свободного рынка, при которой привлечение самой дешевой и уступчивой рабочей силы обеспечивает быструю прибыль. Однако со временем это эксплуатируемое «дно» станет средним классом, и его жизненный уровень соответственно поднимется. Производство станет более эффективным, если конкуренция будет в большей степени основываться на качестве человеческих ресурсов и технологических инновациях, чем на эксплуатации.
Проблема иммиграции стала неотложной в США, где в настоящее время проходят ожесточенные национальные дебаты в отношении того, кто имеет право жить и работать в стране, а кто нет. Внутри США есть миллионы людей, которые стали «де-факто гражданами», - иммигранты без документов, живущие здесь десятки лет. Многие из них живут почти так же, как и законно проживающие в стране граждане: отправляют своих детей в школу, приобретают дома, управляют бизнесом. Единственное, что они не могут, - это голосовать, выполнять функцию присяжного заседателя в суде или выставлять свою кандидатуру на выборах.
Неминуемость все большего попустительства лишь подтверждает то, что люди будут продолжать свободно пересекать границы в ответ на экономическое стимулирование и другие возможности улучшения качества жизни. Обязанность США и других принимающих стран заключается в том, чтобы ввести этих «чужеземных граждан» в гражданское лоно, используя в своих интересах не только их руки, но и сердца, умы. Никому не станет лучше оттого, что они будут «сидеть в тени».
В то время как многие страны настаивают на применении ограничительного подхода при предоставлении гражданства, мир становится более открытым и подвижным. В пределах Европейского Союза люди свободно перемещаются от белых скал Дувра до пролива Босфор, реагируя на возможности трудоустройства и материального стимулирования.
США и Европа - не единственные места, куда устремляются бедные люди со всего мира. Из-за быстро стареющего населения, Китай в скором времени будет вынужден привлекать миллионы новых работников на фабрики. Заняв своё новое рабочее место, эти люди начнут сложный путь, от будучи вначале просто средством эксплуатации, до активного участия в общественной жизни. Конкурентная борьба за то, чтобы быть принимающей страной, позволит странам перейти на уровень компетентного управления, делая возможным быструю интеграцию новоприезжих.
ЕС и США двигаются в направлении предоставления жителям, независимо от гражданства, права голосования на муниципальных выборах и права иметь решающее слово в управлении сообществ, в которых они живут. Является ли возрождение античной идеи городов-государств, связанных с большим национально-территориальным образованием перспективой будущего?
При использовании рабочими-иммигрантами без документов общественных ресурсов, превышающих налоги, которые они платят, они становятся обузой для экономики стран. Но когда их более образованные дети присоединятся к рабочей силе, они станут мощной экономической машиной, которая быстро оплатит расходы их родителей. А маленькое увеличение в налоговых поступлениях от самой богатой 5% части населения США (которая в настоящее время богаче, чем когда-либо в истории страны) сделало бы намного больше, чем просто покрыло кратковременные затраты.
Повышенная мобильность населения - это реальность, которую нужно приветствовать, а не отталкивать. Чем больше мы будем путешествовать по желанию и сливаться с другими культурами, тем комфортней мы будем чувствовать себя с другими людьми. Чем больше мы будем чувствовать «равенство», преследуя универсальные стремления к счастью и благополучию, тем больше мы будем разделять схожие ценности, и тем меньше будет оставаться места для борьбы. Это наши различия в восприятии разделили нас, являясь причиной человеческих конфликтов.