Cогласно плану Уго Чавеса, после различных этапов национализации природных ресурсов в стране, похоже, что в Венесуэле наступил час для радикальных изменений в стране и создания «нового социалистического человека». В конце прошлой недели по всей стране было распространено 2,5 миллиона книг — «Социалистическое движение в 21-м веке», «История образования в Аргентине в 1966—2004 гг.» и «Паутина империи», которые представляет собой, скорее, не фантастическую повесть, а шарж на внешнюю политику США.
«Это замечательно, это революционный процесс в действии», — комментирует 38-летний Хусто Рико, цитируемый газетой The Guardian, в то время как другие венесуэльцы пожимают плечами и ускоряют шаг.
10 лет спустя после прихода к власти Уго Чавеса эта сцена иллюстрирует поляризацию граждан Венесуэлы, расколовшихся на его почти фанатичных сторонников и оппозицию, все больше и больше возмущающуюся против упразднения свобод.
На прошлой неделе Чавес также отпраздновал 10-летнюю годовщину «Alo Presidente» — еженедельной телевизионной передачи, которая полностью посвящена ему самому. Иногда она идет по восемь часов подряд, остальные передачи на телеканале в это время не транслируются, пока президент вдоволь не наговориться. Чавес установил свой собственный рекорд в области телевизионного марафона, занимая эфир четыре дня подряд. Четыре дня телепрограмма показывала «нового социалистического венесуэльца», также рассказывая издательствам об обязательных книгах, наряду с литературой искусства и культуры.
Венесуэльская «культурная революция» в целом использует те же методы, что и коммунистические режимы и немецкий национал-социализм: культ «любимого лидера», рвение масс и инквизиторские костры. По данным газеты Miami Herald, по всей стране из библиотек было изъято более 60 000 книг, включая «капиталистические» работы Антуана Сент-Экзюпери.
Сегодня правительственные бригады наводнили Каракас и крупнейшие города Венесуэлы сотнями экземпляров книг, обязательных к прочтению, среди которых труды Карла Маркса, юриста Андре Белло (автор чилийского гражданского кодекса середины 19-го века), теоретика Родольфо Квинтеро (профсоюзный лидер, организатор Центрального объединения рабочих Венесуэлы в 1960-х гг.). «Культурная революция является фундаментом для объединения народов Латинской Америки и усиления антиколониального инстинкта в регионе», — объяснил кубинский министр культуры Абель Прието, приглашенный в Каракас.
Противники правительства обвиняют Уго Чавеса в том, что он ведет свою страну, являющуюся южноамериканским нефтяным гигантом, по пути коммунизма и тирании. Опасения подтверждаются неоднократно высказанным желанием Чавеса закрыть Globovision — последний оппозиционный телеканал в стране, виновный в «медийном терроризме», то есть в наличии критики.
В четверг 28 мая Чавес угрожал, что будет действовать лично, если национальные власти не накажут канал. Подобно тому, как это происходит последние годы в подобных случаях, президент Globovision был обвинен в том, что у него «имеется слишком много машин марки Тойота».
«Если то, что должно произойти, не произойдет, я буду действовать точно так же, как я уже это делал», — заявил Чавес в государственных СМИ, цитируемых агентством Рейтерс. Очевидно, что это является прямым приказом изменить редакционную политику Globovision под угрозой запрета, как это было в случае с RCTV два года назад. Лицензия этого крупнейшего в стране частного канала не была продлена, что привело к его исчезновению: сегодня он продолжает существовать лишь в Интернете.
Время чисток
Поскольку президент-комманданте поставил своей целью очистить страну, это включает в себя устранение врагов, то есть тех, кто не следуют слепо его курсу. Губернатор Эдуардо Мануит, бывший сторонник Чавеса, был вынужден бежать, чтобы избежать судебного дела по обвинению в коррупции — процесса, который был начат после того, как он выставил свою кандидатуру на выборах против кандидата, поддерживаемого Чавесом.
Мануэлю Розалесу, оппоненту Уго Чавеса на президентских выборах в 2006 г., пришлось искать убежища в Перу после того, как его также обвинили в коррупции.
Ещё более показательным стал арест в апреле этого года Рауля Бадуэля, бывшего командующего армией. С февраля этого года Уго Чавес начал попытки взять армию под свой контроль. Верховные командующие были сменены в марте, а министр обороны Густаво Ранхель Бричено — отправлен в отставку.
Бадуэль, который позволил Чавесу удержаться у власти, предотвратив государственный переворот против него в 2002 г., отдалился от Чавеса в 2007 г., когда открыто и успешно выступил против изменения конституции, которое бы позволило венесуэльскому президенту избираться на пожизненный срок. Бадуэля также обвинили в растрате фондов.
По данным New-York Times, в 2008 г. из венесуэльской армии было уволено свыше 800 офицеров из-за подозрений в их недостаточной лояльности к властям.
Дух Чавеса
Глядя на прочавескую молодежь, одетую в красную униформу, возникает вопрос: не захлестнул ли страну массовый фанатизм? Цитата, проводимая The Guardian, опровергает это, говоря о том, что помимо политического раскола, венесуэльцев объединяет лишь три страсти: музыкальные комедии, бейсбол и фиеста.
Тем не менее, предпосылки для «культурной революции» уже созданы. Сегодня венесуэльские военные должны отдавать честь с теми же словами, что и кубинские солдаты: «родина, социализм или смерть», а киностудия, созданная Чавесом, имеет лозунг «свет, камера, революция».
Поскольку главной аудиторией «книг, обязательных к прочтению», в первую очередь, являются правительственные чиновники, у широкого населения Венесуэлы пока ещё есть возможность дышать относительно свободно.
Ядерные амбиции, Иран на заднем плане
Нужно ли рассматривать подобную эволюцию венесуэльской власти в сторону авторитаризма в качестве угрозы для международного сообщества? С уходом Джорджа Буша Уго Чавес несомненно утратил фактор, позволявший ему объединять вокруг себя Латинскую Америку. Ядерная программа Венесуэлы, казавшаяся фантастикой, когда в 2005 г. появились первые упоминания о ней, приобрела более ясные очертания благодаря позициям Франции и России, которых, по всей видимости, не сильно заботят тесные связи между Каракасом и Тегераном.
В сентябре 2008 г. Россия и Венесуэла учредили рабочую группу для строительства ядерного реактора в Венесуэле, в которую вошел Атомстройэкспорт, фирма, обвинявшаяся в сооружении реактора Бушир в Иране, указывает фонд Карнеги.
Два месяца спустя агентство РИА-Новости сообщило, что во время визита в Каракас российского президента Дмитрия Медведева было подписано соглашение, учреждающее «сотрудничество в сфере ядерного синтеза, ядерной безопасности, строительства и эксплуатации ядерных реакторов».
Эти ядерные амбиции нужно анализировать в свете постоянной поддержки Каракасом повстанческой организации ФАРК в Колумбии и возрастания военного бюджета Венесуэлы, который удвоился, в том числе и за счет контракта на 3,5 миллиарда на покупку российского вооружения — истребителей, подводных лодок и свыше 100000 автоматов AK47…
Кроме того, Венесуэла всегда поддерживала ядерную программ Ирана, сотрудничество с Тегераном в этой области не является тайной: 50000 тонн урана, который Каракас не использовал по сей день, порождают слухи о возможном экспорте в Иран, сообщает Washington Times. Сотрудничество с Тегераном в области «стратегии ресурсов» может служить платформой для этого. В целом торговый оборот с Тегераном, достигший в 2004 г. миллиона долларов, в 2006-м превысил 50 миллиардов.
С годовщиной!
За десять лет своего пребывания у власти Уго Чавес провел в своей стране радикальные изменения, следуя кубинской модели. За национализацией нефтеперерабатывающего сектора и сферы телекоммуникаций в 2007 г., последовала национализация черной металлургии и банков в 2008-м. С мая 2009 г. под контроль государства перешла энергетическая промышленность. «Мы находимся в процесс освобождения родины и построения социализма вместе с рабочими», — утверждает Чавес, согласно сообщениям AFP.
Однако у рабочих хватает своих забот: за этот же период времени число бездомных выросло на 140%, что делает Венесуэлу страной в два раза более опасной, чем Мексика, которую часто упоминают в связи с большим числом жестоких убийств. По данным социологического института Latinobarometer, на сегодня Венесуэла является единственной латиноамериканской страной, где в числе наиболее серьезных национальных и личных проблем упоминается преступность.
Этому есть различные объяснения: бездействие и продажность правосудия, наркотрафик, многократно возросший за 10 лет. Американское агентство по борьбе с наркоторговлей в завуалированной форме обвиняло власти Венесуэлы в том, что они извлекают из этого прямую выгоду.
Но согласно сайту foreignpolicy.com, причины также нужно искать в посланиях, распространяемых Уго Чавесом, особенно посредством передачи «Alo Presidente»: оправдание насилия по отношению к противникам правительства, санкции на нарушения закона во имя социалистической революции. Растущая безнаказанность сторонников Чавеса ведет Венесуэлу по пути, уже пройденному крупнейшими диктатурами 20-го века.