Возможно, 2:00 утра – это рановато для просмотра предвыборных кампаний. Возможно, жаркий климат Тайбэя играет с моим разумом. Но в один момент, во время речи Обамы, могу поклясться, мне казалось, что я слушаю президента Джорджа Буша.
По правде, оформление было на высоте: вступительные танцы, разнородная толпа людей, хорошее освещение, так что лучи солнца идеально освещают лицо Обамы, уверенная вступительная речь. Но это не те вещи, на которые я обращаю внимания при выборе следующего президента. Для меня важна зарубежная политика, особенно, когда дело касается Китая.
Будучи арестованным и избитым в Пекине за протесты против преследования духовного движения Фалуньгун*, являясь человеком европейской расы, взявшим интервью у десятков китайцев, пострадавших от пыток, которые с трудом поддаются описанию, и свидетелей смерти их друзей под ударами электрических дубинок, я вместе с друзьями проводил одну пресс-конференцию за другой, в то время как западные СМИ иной раз поворачивались к нам спиной. Я считаю, что настало «время перемен».
Но в Берлине Обама дал нам то же самое. Безусловно, он ранее отметил Пекин в своих речах как загрязнителя окружающей среды. Но что касается прав людей, нарушения норм выброса вредных веществ, геноцида, продолжающихся убийств невинных людей – это осталось без внимания.
Наш действующий президент является любопытным примером: когда упоминаются люди в мире, живущие без демократии и без других свобод, являющихся естественными для нас, президент Буш постоянно называет Иран, Сирию и Северную Корею, но всегда опускает Китай, чьё население в 13 раз превышает численность этих трёх стран вместе взятых.
Дело не в том, что Китай должен стать демократическим государством – это целиком и полностью выбор китайского народа (хотя их мышление само по себе могло бы быть демократическим). Скорее всего, это Обама увековечивает «китайское исключение». Как пишет Джеймс Ман в своей книге «Китайская фантазия», каждый американский президент, начиная с Никсона, находил оправдания ущемлениям прав китайцев, даже если это противоречило их представлениям о правах человека (Картер) или антикоммунистической риторике (Рейган).
В Берлине Обама говорил как президент. Он задавался вопросом: «Встанем ли мы на защиту прав диссидентов в Бирме, блоггеров в Иране и избирателей в Зимбабве?»
Конечно, мы должны. Но не должны ли мы так же защитить права тысяч диссидентов, которых арестовали прямо перед Олимпийскими играми в Китае?
За отважных интернет-блоггеров в Иране тоже, безусловно, стоит бороться. Тем не менее, по данным организации «Репортеры без границ» по всему миру было посажено в тюрьму 67 кибер-диссидентов, из которых 50 – в Китае. Заступится ли за них Обама? И что он сделает в отношении компании CISCO, чьё оборудование для слежки в Интернете посадило этих бедных людей в тюрьмы?
Или же он, как и предыдущие президенты Буш и Клинтон до него, полностью проигнорирует тот факт, что некоторые правительства убивают своих невиновных людей и зарабатывают на продаже их органов?
По крайней мере, Клинтон и Буш начали поднимать этот вопрос. Если же Обама, будучи кандидатом, уже звучит так как сейчас, то что мы можем ожидать в будущем – деловые лоббирования и наслаждение от теплых приемов в Пекине?
И я задаюсь вопросом, сенатор Обама: «Заступитесь ли вы за тибетских монахов, которых унижали перед портретом Далай-ламы, и женщину, которую пытали электрическими дубинками за то, что она не отреклась от своей веры в Фалуньгун*? Заступитесь ли вы за беременную женщину, которой сделали инъекцию, чтобы убить её второго ребенка? Как на счет адвокатов, посаженных в тюрьмы за поиски справедливости, журналиста, которого посадили за то, что он рассказал о священнике, который хотел вести проповедь в местной церкви, и матери, пытающейся найти мира для своих сыновей, но застреленной на улицах Пекина?»
Если вы хотите остановить геноцид в Дарфуре, то Пекину необходимо прекратить поставки вооружения в Судан. Если вы хотите прекратить геноцид в Дарфуре, стена молчания вокруг сделок Пекина и Хартума должна быть разрушена. Если вы хотите помочь диссидентам в Бирме и блоггерам в Иране, стена молчания, окружающая Пекин – самую невыносимую диктатуру в мире – должна быть уничтожена. Если вы стремитесь к миру без ядерного оружия, если вы хотите стабильного будущего, если вы хотите спасти мировую экономику, сбросьте маску лицемерия, которую носили слишком многие мировые лидеры в своих отношениях с Пекином. Сенатор Обама, настало время перемен.
Справка:
* Фалуньгун (или Фалунь Дафа) – один из видов цигун (традиционная китайская гимнастика). В 1999 году коммунистический режим Китая вопреки китайским законам и Конституции незаконно запретил Фалуньгун из-за большого количества последователей (более 70 млн.) С тех пор в Китае ведется жесточайшее преследование практикующих Фалуньгун, сопровождающееся пытками и убийствами. Более того, в 2004 году стало известно о массовых насильственных изъятиях внутренних органов для продажи у живых последователей Фалуньгун в Китае, которые продолжаются до сих пор. Подробности на сайте faluninfo.ru.
Автор Лишай Лемиш закончил Лондонскую школу экономики и имеет степень магистра по международным отношениям. Он является нью-йоркским внештатный правозащитником, специализирующимся на проблеме прав человека в Азии. После написания этой статьи ему было отказано во въезде в Гонконг, и он был депортирован без объяснения причины.