ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Медведев: права и свободы - высшая ценность

Великая Эпоха
Дмитрий Медведев на церемонии посвящения в президенты, Кремль, 7 мая 2008 г. Фото:VLADIMIR RODIONOV/AFP
Дмитрий Медведев на церемонии посвящения в президенты, Кремль, 7 мая 2008 г. Фото:VLADIMIR RODIONOV/AFP
7 мая Дмитрий Медведев вступил в должность президента России, принеся присягу на особом экземпляре Конституции РФ.

Положив правую руку на конституцию, Медведев сказал: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

После церемонии инаугурации в своей речи, обращенной к гражданам России, Михаил Медведев также отметил, что права и свободы признаны «высшей ценностью», что именно они «определяют смысл государственной деятельности».

При этом важно отметить, что вступление в должность президента РФ совпало с юбилеем ратификации Конвенции о защите прав человека Россией.

В преамбуле Конвенции подчеркивается, что основные свободы являются «основой справедливости и мира во всем мире, соблюдение которых главным образом зависит, с одной стороны, от подлинно демократической системы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека...»

Напомним, что за несколько лет до ратификации Конвенции Совет Европы и МИД РФ пришли к единому выводу – «правовой порядок Российской Федерации не соответствует стандартам Совета Европы». В частности, как отмечает «Сутяжник», прогнозы тогда были не утешительными – считалось, что Европейский суд будет завален жалобами из России, потому что граждане не будут защищаться в рамках российской правовой системы. Главный же смысл Конвенции – применение ее в национальной правовой системе – будет игнорироваться.

Как утверждают правозащитники, так все и происходит. К Конвенции в нашей стране власти относятся как к «ненужному бремени», ее игнорируют, либо воспринимают «как абстрактный инструмент» или как «средство для применения в Европейском суде». Правильного понимания Конвенции не достигнуто до сих пор.

Для России важно, чтобы присяга президента на особом экземпляре Конституции РФ была не просто словами, а подтверждена делом. В 1996 г. Россия была допущена в Совет Европы с условием обязательной ратификации Конвенции. Хочется надеяться, что ситуация изменится, и новый президент будет относиться к правам и свободам своих граждан, действительно, как и обещал, – как к «высшей ценности».