История с избиением журналистов 5 канала, случившимся 27 ноября на Майдане, только лишний раз свидетельствует: эта проблема становится не случайной, а системной. Недавно подобные истории приключились с журналистом канала СТБ Сергеем Андрушко, у которого чиновник Киевской горадминистрации вырвал микрофон, и которого избили работники Управления госохраны. В обоих случаях — виновные не были наказаны. Следовательно, случай на Майдане стал вполне закономерным следствием.
О системности проблемы свидетельствует сухая статистика: с 2008 года количество новостей о нарушении свободы слова выросла втрое, а экономическое, политическое и косвенное давление на журналистов — в 4 раза, сообщает в редакционной статье «Институт массовой информации» (ИМИ).
Свобода слова — это, в первую очередь, возможность журналистов выполнять свои профессиональные обязанности по информированию общества. Именно отсюда такое внимание международного сообщества к фактам нарушения прав журналистов и их расследований.
В Украине количество фактов нарушений постоянно растёт, а количество расследованных дел остаётся ничтожно малым. И это логическое следствие. Если расследования нет, и виновных в нападениях на журналистов никто не наказывает, соблазн именно так «разобраться» с журналистами превалирует.
Например, количество новостей о нарушении свободы слова выросла не на банальные несколько процентов, а в разы. С 2008 года — почти втрое. Статистика нападений и запугиваний журналистов держится на одном и том же уровне уже три года. За 10 месяцев этого года их было 25, однако в прошлом году — на два меньше.
Это вполне конкретные факты для представителей власти. Точки в этой истории должны поставить правоохранительные органы. Без этого — расследования и суда — Украину не сочтут страной с обеспеченным принципом свободы слова.
Потому что такие цифры и факты не являются нормальными.
Стоит начать анализ с грубых примеров нарушения свободы слова — это исчезновения, избиения журналистов и угрозы.
Со времени убийств Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова, в Украине не было смертельных преступлений против журналистов. В этом году имеем один случай исчезновения с подозрением на убийство. Василий Климентьев, редактор газеты «Новый стиль» из Харькова, исчез посреди лета и до сих пор никакой информации о его местонахождении не обнародованы. Ситуация вызвала бурный международный резонанс и дискуссию среди коллег, однако результатов расследования пока нет.
Нельзя обойти вниманием дерзкое нападение на редактора газеты «Коломийський вісник», Василия Демьянива, после которого он едва остался жив. Среди историй, которые привлекли внимание и получили резонанс, были препятствование работе журналиста «Нового канала» Сергея Куртакова во время пресс-конференции по случаю открытия провокационной выставки «Волынская резня — польские и еврейские жертвы ОУН-УПА», когда милиция насильно вытолкала его из помещения. Нападение охранников Президента Украины на репортера СТБ Сергея Андрушко и его инцидент с чиновником КГГА Владимиром Стороженко.
Среди наиболее резонансных случаев в октябре стоит вспомнить избиение деревянными битами общественного деятеля и издателя журнала «Горожанин» Юрия Юрина в городе Николаев, избиение журналиста интернет-издания издания «Волынский информационный портал OnLine» Андрея Калахана в Луцке, телефонные запугивания неизвестными генерального продюсера новосозданного телеканала ZIK Дмитрия Добродомова во Львове, нападение на съемочную группу Черноморской телерадиокомпании в Феодосии, угрозы народного депутата Михаила Чечетова закрыть программу «Киевский форум», выходящую в Киеве (КГРТРК).
Существенно увеличилось и усилилось экономическое, политическое и косвенное давление на СМИ. По данным ИМИ оно выросло с 13 случаев в 2008 году до 56 случаев в 2010-м.
Стоит лишь привести резонансные дела об отмене лицензий на вещание телеканалам «5 канал» и TVi, которые имело место летом этого года.
В октябре же журналисты телеканала «Ривне1» заявили, что руководство канала прибегает к цензуре. Конфликт был связан с программой журналистских расследований «Четвертая власть», которую, по мнению руководства, «не стоит в период выборов пускать в эфир», а также с освещением ДТП с участием Мирослава Берташа — сына председателя Ровенской ОГА и руководителя Ровенского областного отделения Партии Регионов Василия Берташа. Руководство канала же обвинения отвергает.
В целом, вдвое выросло количество сообщений о препятствовании профессиональной деятельности журналистов. С 19-ти в 2009 до 40 в 2010 году. Часто препятствия оказывают именно работники органов государственной власти или местного самоуправления.
В октябре журналистов политической программы «Между строк», выходящей на телеканале «ТЕТ-Днепропетровск», не пустили на заседание Днепропетровской городской избирательной комиссии 6 октября. Для того, чтобы попасть на сессию Полтавского горсовета, местные журналисты должны проходить аккредитацию. О факте её прохождения или не прохождения журналистов в известность не ставят. Руководитель пресс-службы объясняет такие действия маленьким залом. В городе Ужгород местная ТИК ввела обязательное требование вычитки материалов перед публикацией в СМИ о своей деятельности, а также особые условия доступа на свои заседания. Впоследствии решение было отменено.
Это четкие доказательства «изменения климата» в СМИ за последние три года. Тенденция свидетельствует о поднятии «болевого порога» отечественных СМИ. Сталин прежде повторял: «смерть одного человека — трагедия, смерть миллионов — статистика». Как сделать, чтобы эта статистика не стала для нас нормальной? И главное, как не допустить ситуации, в которой избиение или смерть журналиста станет обыденным явлением на фоне других притеснений свободы слова?