Всем известный кризис имеет порой совершенно неожиданные проявления. Всю свою сознательную жизнь я была уверена, что женщина, даже родив ребенка, не должна уходить в материнство с головой. Семья семьей, но как же без самореализации. Типичная домохозяйка казалась мне женщиной, погрязшей в быту, с вечно невымытой головой, скучными проблемами. От жизни оторванной. Посему малоинтересной даже для своих подросших детишек. Но недавно взгляд на этот вопрос я пересмотрела.
Сначала в магазине сталкиваюсь со знакомой, которую не видела много лет. Судьба у женщины, надо сказать, во всех отношениях горькая. Начиналось все хорошо — вышла замуж. Потом появился сын. Мальчишка оказался не здоров — одну почку ему удалили сразу после рождения, другую — еле спасли. Весь первый год его жизни знакомая провела в больницах.
А муж — классический представитель русской беспросветности — пил, бил, сидел на шее. Да ещё и упрекал: мол, родила мне больного ребенка. Развелись. Потом поженились опять. Родили дочку. Муж все так же пил, бил и сидел на шее. Теперь представьте себе мой шок, когда знакомая гордо, как достижением космического масштаба, похвасталась:
— А я уже несколько месяцев не работаю, дома сижу с детьми.
— На что же вы живете?
— Муж зарабатывает, — в глазах блеск и счастье.
Оказалось, знакомая стала одной из первых жертв кризиса. Издание, в котором она трудилась много лет, признали малоперспективным и закрыли. Пришлось отцу семейства вспомнить о своих изначальных функциях добытчика и пристроиться на постоянную работу.
На следующий день отправляюсь поздравлять с днем рождения подругу — ещё одну жертву кризиса. Уже несколько месяцев она наслаждается ролью хранительницы домашнего очага, отдавая все время и силы сыну-первокласснику и мужу. Ещё недавно это казалось мне нонсенсом. Как она, вечно гиперактивная, интересующаяся всем и вся, вдруг осела дома и даже не рвется подыскать себе новое место. Периодически я подбрасывала ей очень даже приличные вакансии, подруга благодарила, но не удосуживалась отправить резюме. Виновато оправдывалась:
— Понимаешь, все-таки первый класс. Лучше я сейчас с сыном побуду, чем потом разгребать.
Но я видела, что не в этом дело. Не по нужде она это делает, а из удовольствия. Потому и перестала лезть с предложениями. На день рождения я впервые за многое время попала к ней в дом. До этого общались больше по телефону или на нейтральной территории. И как же мне понравилось то, что я увидела. Первое — впечатление ухоженности. Начиная, кстати, с самой подруги, которая заметно похорошела.
В доме чисто, пахнет вкусной едой, с лица ребенка, который ещё недавно был замкнут и ершист, не сходит улыбка до ушей. А муж, раньше тоже угрюмый и чрезмерно язвительный, вдруг превратился в степенного и благостного отца семейства. По всему дому разлита атмосфера любви и спокойствия. Да и подруга наседку напоминает мало: с утра до вечера они с сыном общаются, делают уроки, гуляют, занимаются спортом.
И я подумала: а ведь быть мамой и женой — это тоже реализация для женщины. Причем единственная стоящая для многих. Согласитесь, не всем из нас удается быть успешными в профессии. Большинство женщин, как ни крути, трудятся заработной платы для, а не реализации ради. При этом дети, которым не хватает внимания, вырастают с комплексами собственной ненужности. Я сама страдала от отсутствия мамы, бежала встречать её с работы и огорчалась, когда она, уставшая и измотанная, бросалась не ко мне в объятия, а к плите. Отойди, не мешай. Вот что чаще всего слышат дети работающих мам.
Но почему-то большинство женщин не решается посвятить себя семье. Может, пугают предубеждения, царящие в обществе. Помните, в фильме «Однажды двадцать лет спустя» героиня Натальи Гундаревой на вопрос, чем занимается, скромно отвечает: «Я — мама». В ответ разочарование бывших одноклассников. Ну и что? Мы тоже родители. Делаешь-то что? Потом, конечно, слезы и восхищение, когда узнают о её большой семье.
Но по сути какая разница, сколько их, этих детей: один или двадцать — все они хотят быть любимыми и нуждаются в обществе мамы.
Кстати, кризис весьма удачный повод изменить свою жизнь. Не надо оправдываться перед обществом. Вроде как не сама в хранительницы очага переквалифицировалась. Так уж вышло.