ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Защита прав человека посредством независимых СМИ

Великая Эпоха
Ребенок, страдающий от образовавшихся почечных камней после употребления зараженного молока, получает медицинскую помощь в детской больнице Ченду, 22 сентября 2008 года, г. Ченду провинции Сычуань. Фото: China Photos/Getty Images
Ребенок, страдающий от образовавшихся почечных камней после употребления зараженного молока, получает медицинскую помощь в детской больнице Ченду, 22 сентября 2008 года, г. Ченду провинции Сычуань. Фото: China Photos/Getty Images
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», — гласит первая статья Декларации, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

В 1787 году Томас Джефферсон, основатель и третий президент Соединенных Штатов Америки, сказал, что, если бы ему пришлось выбирать между правительством без газет или газетами без правительства, он без колебаний предпочел бы последнее. Большинство демократов сегодня в мире далеки от этого, но эта точка зрения имеет много сторонников. Нет сомнений в том, что независимые средства массовой информации являются одним из основных институтов демократии.

Как может Тайвань, Канада или любая другая страна поддерживать демократическое правительство (что, по словам Авраама Линкольна, означает правительство, состоящее из людей, избранное людьми и существующее для людей), если средства массовой информации, независимо от их вида и местоположения, не представляют весь спектр мнений наших стран? Свобода слова и независимые средства массовой информации являются основополагающими для достижения отчетности, прозрачности и надлежащего управления в любом месте.

Ситуация в Китае


Экономика Китая стремительно растет последние 25 лет, и, к счастью, у многих китайцев повысился жизненный уровень. Многие наблюдатели надеялись, что благодаря этому явлению и росту мирового влияния Китая улучшится ситуация с правами человека, включая свободу средств массовой информации.

Есть интересная глава о текущей цензуре СМИ в Китае, написанная Фелимом Кайном, бывшим журналистом с более чем десятилетним опытом репортажей из Китая и Азии. Она была опубликована организацией Human Rights Watch в подборке «Великий скачок Китая» в этом году после Пекинской Олимпиады. Комитет по защите журналистов (CPJ) в 2007 году за девять предыдущих лет назвал Китай лидирующим мировым тюремщиком журналистов с двадцатью девятью заключенными. Партийное государство также завоевало золотую медаль за самый длинный срок: китайские журналисты Чэнь Жэньцзе и Линь Юпин находятся в заключении с 1983 года за публикацию Цзыю Бао (Доклад Свободы).

Деликатные вопросы


Тысячи газет и веб-сайтов по всему Китаю, за исключением ведущих партийно-государственных СМИ, таких как People’s Daily, Народное радио и Центральное телевидение Китая, в настоящее время имеют относительную свободу говорить о спорте, развлечениях, стиле жизни и местных новостях. Они не должны, однако, предлагать политически чувствительные темы, в частности, как говорит Кайн, ничего «нелестного о власти, компартии Китая и текущих событиях, которые могут посеять сомнения в стабильности страны, в мудрости и доброжелательности её лидеров».

Кайн показывает, насколько далеко заходит политическая паранойя в Пекине, приводя факт, произошедший в августе 2007 года, когда шестьдесят четыре человека погибли в результате обвала моста в центральном Китае. «Группа неизвестных бандитов прервала интервью пяти китайских журналистов с родственниками жертв… Журналистов, в том числе даже репортера правительственного People’s Daily, избили. Полицейские, прибывшие на место происшествия, не остановили нападавших, но арестовали журналистов».

Другой пример того, как отсутствие свободных СМИ вредит китайскому народу, приводится в отмеченной наградой книге Джеймса Кинджа «Китай, который потряс мир». Это скандал, связанный с заражённой ВИЧ кровью, который разразился в провинции Хэнань в середине 90-х. Донорам крови заплатили за плазму, а оставшуюся кровь той же группы им вернули из банков крови. По трагическому стечению обстоятельств эта кровь была заражена ВИЧ, и среди прочих многочисленных жертв 100 000 детей оказались сиротами. Киндж в связи с этим пишет: «Местное правительство, которое в первую очередь получает прибыль от центров сбора крови, попыталось замять скандал, арестовывая активистов СПИД, закрывая детские сиротские приюты и проводя усиленную кампанию, чтобы эта информация не попала в национальные СМИ. Пьер Хаски, китайский корреспондент французской газеты Liberation, получил официальные документы, подтверждающие, что власти Хэнань знали о том, что ВИЧ распространяется через заражённую кровь уже давно, прежде чем предприняли хоть какие-то меры, чтобы остановить продажу крови.

Временные правила для иностранных журналистов на период подготовки и проведения Олимпийских игр в Пекине игнорировались до такой степени, что Кайн в 2007 году извещает Клуб иностранных журналистов в Китае «о более чем 180-ти случаях угроз в адрес источников информации, задержаний, слежек, должностных выговоров и даже случаях насилия против персонала и источников информации». Сами китайские граждане подвержены ещё большему риску, если освещают такие чувствительные темы, как Тибет, уйгуры, Тайвань, Фалуньгун, Тяньаньмэнь или диссидентов. Например, Чжао Янь, обозреватель New York Times, провёл три года в тюрьме до 2007 г. по обвинению в мошенничестве и разглашении государственных секретов. Суд не разрешил его адвокату вызвать на процесс свидетелей защиты.

Площадь Тяньаньмэнь


В июне 1989 г. весь мир с ужасом следил за сообщениями независимых СМИ, как китайская армия расправлялась со студентами, требовавшими на площади Тяньаньмэнь назначения демократического и подотчётного правительства, убивая тысячи, а уцелевших бросив в тюрьмы. Сегодня в результате жёсткого контроля над СМИ эта важная часть недавней истории игнорируется в исторических книгах и других материалах, из-за чего поколение молодых китайцев имеет весьма ограниченные познания о демократическом движении и о той кровавой цене, которую заплатили их предшественники. Мне говорили, что блоги и массовые многоролевые онлайн-игры (MMORPG) сталкиваются с трудностями при обсуждении июньских событий 1989 г. Стремление к независимости СМИ неистребимо, и дух китайского народа не сломлен.

Эпидемия атипичной пневмонии


В 2003 г. китайское правительство жёстко заблокировало от китайцев и всего остального мира информацию о смертельных вирусах SARS, что привело к распространению эпидемии, которая унесла жизни примерно 700-от человек во многих странах, включая Тайвань и Канаду, и привела к огромным экономическим потерям. Хотел бы я знать, кто из 23 миллионов граждан Тайваня считает, что Пекин проявил хоть какое-то беспокойство в отношении их страны во время эпидемии атипичной пневмонии?

Меламин


Пекинская партийно-государственная система продолжала свою обычную практику контроля над СМИ и запрета доступа населения к источникам информации, даже когда жизни детей угрожала опасность. Компартия Китая была прекрасно осведомлена, что молоко, отравленное меламином, было продано миллионам китайцев до начала Олимпийских игр. Жителей Китая держали в неведении даже спустя недели после окончания Олимпиады. Вследствие этого умерло много детей из-за употребления отравленного молока, а множество молочных фермеров, чья репутация была необратимо подорвана, потерпели банкротство. Этот скандал разразился благодаря освещению вопроса зарубежными СМИ, также как и в случае эпидемии атипичной пневмонии.

Бывший госсекретарь Канады по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона Дэвид Килгур представляет свой исследовательский отчет в отношении непрекращающихся убийств последователей Фалуньгун в Китае ради извлечения их органов; на заднем плане соавтор отчета
Бывший госсекретарь Канады по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона Дэвид Килгур представляет свой исследовательский отчет в отношении непрекращающихся убийств последователей Фалуньгун в Китае ради извлечения их органов; на заднем плане соавтор отчета
Фалуньгун

Китайский феномен использования «СМИ в качестве пропаганды» хорошо иллюстрируется на примере последователей Фалуньгун. В 1999 г., незадолго до того как президент Цзянь Цзэминь объявил войну этому духовному движению, правительственный департамент Пекина установил, что по всему Китаю насчитывается от 70 до 100 миллионов практикующих Фалуньгун. В результате девятилетней, практически безостановочной демонизации Фалуньгун в партийных СМИ сегодня многие китайцы, кажется, верят, что Фалуньгун представляет главную угрозу для их страны.

Например, около двух лет назад одна иностранная туристка сообщила мне, что ей и её матери на площади Тяньаньмэнь гид поведал, что последователи Фалуньгун «едят своих детей». К сожалению, в Китае нельзя услышать отчётливых голосов СМИ по этой и другим проблемам в противовес партийной пропаганде. Правда в этих случаях распространяется из уст в уста. Интернет действует в основном как Интранет, так как партия-государство тратит огромные средства, чтобы ограничить движение трафика до пределов Китая, разрешая доступ к информации только партийному персоналу. Несмотря на это, коммуникативность в Китае претерпела кардинальные изменения, и молодые люди находят хитроумные пути распространения правдивой информации вопреки огромным усилиям партийно-государственной системы.

Важность свободы СМИ


К сожалению, и в других частях света СМИ также находятся под давлением правительств, которые жаждут, чтобы они служили только интересам их собственных политических партий. В настоящее время только одна пятая часть из 6.6 миллиардного населения мира живет в государствах, где СМИ считаются «свободными». Среди тех, кто нуждается в усилении независимых СМИ — профессиональные журналисты, сторонники правовой среды, финансово-независимые СМИ, читатели и чиновники, которые понимают необходимость существования независимых СМИ. Есть, конечно, проблемы с независимыми СМИ везде, где они существуют, в том числе предвзятость в освещении новостей, недостаточная ответственность редакторов, проблемы с большими информационными агентствами, попытки влияния на читателей применением подтекста, умолчание фактов и другие методы низкопробной журналистики. Но альтернатива этому — пропагандистские СМИ — намного хуже с любой точки зрения.

Независимые СМИ могут влиять на проблемы местного и общенационального уровня, такие как народное образование и здравоохранение, экономика, подотчётность избранных представителей, кабинетов и чиновников, возможность прохождения во власть из числа женщин и национальных меньшинств. Новые современные СМИ, такие как мобильные телефоны (один хорошо известный случай — с помощью сотового телефона стали известны всему миру фотографии буддистских священников, протестующих в Бирме в сентябре 2007 года), используемые в качестве средств получения и передачи новостей, и гражданская журналистика (блогеры). Интернет-журналисты, имеют неограниченные возможности в информировании общества.

Тайвань

19 ноября СМИ Международной федерации журналистов (IFJ), объединяющей 600 000 журналистов из 120 стран, убедили Национальное полицейское управление Тайваня (NPA) прекратить выпытывать у сотрудников СМИ информацию о протестующих на недавно состоявшейся общественной демонстрации. Отделение IFJ заявило, что, по сообщениям, полиция Тайваня просила сотрудников СМИ предоставить фотографии участников демонстрации «Yellow Ribbon Siege», направленной против встречи между президентом Ма и председателем Ассоциации связей между берегами Тайваньского пролива (ARATS) Чэнь Юньлинем 16 ноября.

«Обязанность журналиста состоит в том, чтобы сообщать правду и защитить свои источники информации. Журналисты не должны действовать как агенты, чтобы собирать информацию по поручению правительственных структур. Подобного рода полицейское вмешательство ставит под угрозу свободу независимой прессы, — заявило отделение IFJ Азиатско-Тихоокеанского региона, — IFJ убеждает власти Тайваня уважать свободу печати и гарантировать, что они не будут компрометировать порядочность журналистов. Все СМИ также настаивают на защите свободы печати и требуют не выдавать фотографии».

Согласно прессе, с начала ноября усилилось давление полиции на СМИ Тайваня. 4 ноября полиция задержала независимого кинорежиссера-документалиста, когда та снимала Чэня в гостинице. В другом случае полицейские напали на телерепортера, которого, по имеющимся данным, ошибочно приняли за протестовавшего на митинге 16 ноября.

Заключение


В конце концов, демократия — это больше, чем выборы; она включает в себя гражданское общество и контроль над правительством. Народ Тайваня должен держать под контролем Ма и любое другое избранное правительство, чтобы гарантировать свою с трудом завоеванную демократию и обеспечить достоинство всех тайванцев вместо того, чтобы сосредотачиваться на ублажении правящего в Пекине партийного режима. Жизненно важно удержать Тайвань в рамках демократического и законодательного поля.

Данная статья составлена из доклада почетного доктора права Дэвида Килгура, который был зачитан им на международном форуме в Тайване, посвященном 60-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека.