Коммунистическая партия Китая делает ещё один шаг к укреплению своей власти.
Такие СМИ, как Caixin и South China Morning Post (SCMP) — чьи корреспонденты работают на материке и публикуют более критические материалы о Китае, чем государственные новостные агентства People’s Daily и Global Times, — вот-вот закроются.
Это станет большой утратой для международных инвесторов, которые получали из этих источников хоть какое-то представление об экономике Китая. Теперь же китайская экономика станет ещё менее прозрачной и более рискованной, чем когда-либо, что должно привести к значительному сокращению прямых иностранных инвестиций и стоимости китайских активов.
В законопроекте, вынесенном на обсуждение в Китае, говорится, что организации, финансируемые из частных источников, «не должны заниматься сбором, редактированием и трансляцией новостей».
К перечню «запрещённых» отраслей недавно добавилась частная предпринимательская деятельность, связанная со СМИ, например, социальные сети, тиражирование зарубежных новостных статей, работа иностранных новостных организаций и прямая трансляция событий политического, экономического, военного и внешнеполитического характера, а также важных культурных, научных, социальных и спортивных мероприятий.
Период предоставления замечаний по законопроекту составлял всего одну неделю и закончился 14 октября.
Неизвестно, разрешат ли иностранным новостным агентствам, которые ведут репортажи в Китае, собирать информацию на материке в дальнейшем. Также неясно, смогут ли финансовые службы в Китае, арендованные у иностранных компаний, таких как Bloomberg и Refinitiv, транслирующих зарубежные новости для китайских финансовых аналитиков, продолжать пользоваться этой функцией, которая критически важна для инвесторов.
Новостные организации сталкиваются с растущим числом притеснений и нападок со стороны китайских властей. Компартия Китая подвергает СМИ жёсткой цензуре: правительственные чиновники вычищают в социальных сетях запрещённые слова, арестовывают местных внештатных журналистов, приказывают удалять статьи китайских новостных организаций, отменяют визы иностранных журналистов, которыми недовольны власти, и запрещают целые издания, такие как The Epoch Times, которое идёт вразрез с нарративом компартии Китая. BBC World News тоже запретили в феврале.
По данным организации «Репортёры без границ», Китай занимает четвёртое место с конца по уровню свободы прессы в мире.
Новый закон, вероятно, особенно коснётся Alibaba Group Holding, поскольку компания инвестировала средства в значительную часть китайских и гонконгских медиакомпаний, в том числе South China Morning Post (SCMP) со штаб-квартирой в Гонконге и в Китае, Yicai Media Group, Caixin Media Company, а также каналы вещания вроде BuzzFeed, социальные сети наподобие Twitter и телекомпании.
Хотя новый закон будет применяться только в материковом Китае, а не в Гонконге, Alibaba была вынуждена продать свои права собственности на SCMP и другие медиахолдинги за пределами Китая, согласно источнику, который беседовал с Bloomberg в марте. Пекин всё больше расширяет своё влияние в Гонконге.
Медиаимперия компании Alibaba, вероятно, созданная отчасти для того, чтобы положительно освещать своего основателя-миллиардера Джека Ма, рассматривается как угроза для Пекина из-за её устоявшейся традиции свободного освещения событий.
Джек Ма является членом компартии Китая, но партия очень настороженно к нему относится, особенно после того, как в 2020 году миллиардер публично раскритиковал финансовую систему Китая. Возможно, наличие у Alibaba медиаимперии, причём без жёсткого ограничения контента, критикующего Пекин, послужило толчком к принятию нового закона.
Caixin Media — пекинская компания-поставщик финансовых новостей, основанная Ху Шули, которую прозвали «самой опасной женщиной Китая», известна своими дерзкими журналистскими расследованиями. Caixin специализируется на освещении корпоративного мошенничества и коррупции в правительстве.
Газета также сообщала о сокрытии режимом эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году. Китайские миллиардеры опасаются Ху, которая в 2018 году решительно защищала право Caixin обходить цензуру.
Уникальная свобода прессы Caixin, возможно, была обусловлена необходимостью в свободных деловых новостях, чтобы привлечь иностранные инвестиции, и союзом Ху с Ван Цишанем, который в то время был, возможно, вторым по влиятельности человеком в Китае. Ван возглавлял политизированную антикоррупционную кампанию Си с 2012 по 2017 год.
Ван, по сути, ушёл в отставку в 2018 году вместе с четырьмя другими членами Постоянного комитета Политбюро. Сейчас он заместитель председателя КНР, однако его обязанности в основном носят церемониальный характер.
Лишившись поддержки Постоянного комитета Политбюро и столкнувшись с новым законом против частных СМИ, Caixin Media, скорее всего, либо уйдёт, либо перейдёт под контроль режима. Вместе с этим исчезнут последние остатки прозрачности предпринимательской деятельности в Китае.
Тем временем другие островки относительной независимости от режима исчезают под давлением тоталитаризма. Основатель торговой интернет-компании Meituan, миллиардер Ван Син заблокировал свои аккаунты в соцсетях, в том числе на Weibo и собственной платформе микроблогов Fanfou.
Другие китайские миллиардеры также исчезли из социальных сетей и публично стремятся продемонстрировать свою лояльность компартии Китая посредством заявлений о поддержке и пожертвований на цели, поддерживаемые партией.
«Этот шаг [против негосударственных СМИ] — последний залп в рамках широкомасштабной репрессивной политики Китая в отношении компаний, работающих в таких отраслях, как перевозка пассажиров, электронная коммерция и внешкольное образование», — написал Bloomberg.
В статье о новом законе Bloomberg отмечает, что «индекс MSCI China Index в этом году упал на 16% из-за опасений по поводу мировой инфляции и процентных ставок, геополитической напряжённости, а также того, как новые правила изменят структуру бизнеса и где Пекин может нанести следующий удар».
С вероятной потерей того небольшого количества относительно независимой отчётности, что оставалось в Китае, прозрачность, в том числе прозрачность бизнеса, будет утрачиваться всё больше и больше. Это приведёт к увеличению рисков для бизнеса в Китае и ещё большему подавляющему воздействию на китайские активы.
Борьба с негосударственными СМИ в Китае — это последний пример неумелого руководства Си Цзиньпина, который разрушает экономику Китая вместе с теми, кто мог бы стать будущими героями страны в области экономики, журналистики, науки и политики.
Китайские граждане, оказывающие сопротивление, рискуют жизнью. Остальной мир обязан проявить инициативу и ответить адекватно. Если в Китае нет прозрачности бизнеса, которую обеспечивает свободная пресса, тогда не должно быть никаких деловых отношений с Китаем.
Это рискованное дело, основанное на доверии, а Пекин уже доказал, что ему нельзя доверять. Сейчас, как никогда ранее, пришла пора разорвать эту связь.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнениями автора и необязательно отражают взгляды Epoch Times.
Андерс Корр получил степень бакалавра/магистра политических наук в Йельском университете (2001) и докторскую степень в области государственного управления в Гарвардском университете (2008), он директор Corr Analytics Inc., издатель журнала «Политический риск», провёл обширные исследования в Северной Америке, Европе и Азии. Он написал книги «Концентрация власти» (выйдет в 2021 году) и «Посторонним вход воспрещён».
Источник: The Epoch Times