ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Пекин запрещает религию, чтобы «сохранить» китайскую культуру

Великая Эпоха
Китайские христиане молятся на рождественской мессе в католической церкви в Пекине, Китай, 24 декабря 2020 года. (Kevin Frayer/Getty Images)

В 2022 году Пекин запретил Рождество, в очередной раз продемонстрировав отсутствие свободы вероисповедания в Китае. Над религиозными писаниями теперь здесь стоят изречения нынешнего лидера КНР «Мысли Си Цзиньпина», которые в 2017 году были включены в устав партии, а в 2018-м внесены в Конституцию страны.

Запрет на празднование Рождества здесь был объявлен якобы с целью сохранения китайской культуры и предотвращения иностранного влияния. Рождество в Китае считается коммерческим праздником, приносящим ритейлерам огромную выручку. И всё же, некоторые китайцы отмечают Рождество не как бытовой новогодний праздник, а как христианское торжество, посвящённое особому воспоминанию священных и чтимых событий.

Фактическое количество христиан в Китае трудно узнать, потому что подавляющее их большинство — это прихожане незарегистрированных «домашних церквей». По некоторым оценкам, в КНР проживает до 115 миллионов протестантов и не менее 12 миллионов 35 католиков.

Конституция «гарантирует»…

Конституция Китая хотя и гарантирует свободу вероисповедания, но «неортодоксальные верования», «культы» и «суеверия» запрещены. Коммунистическая партия Китая (КПК) решает, что является ортодоксальным, а всё остальное она запрещает.

В Китае строго запрещены многочисленные духовные и религиозные группы. Среди них духовная практика Фалуньгун, Церковь Всемогущего Бога и Ассоциация христиан. В то время как буддизм разрешён, тибетский буддизм находится под запретом. Все монахи и монахини Тибета подверглись «перевоспитанию». Тех, кто отказывался отречься от своих убеждений, сажали в тюрьмы, пытали или убивали.

В 2015 году КПК приказала снять 1200 крестов с церквей в провинции Чжэцзян. Протестантского пастора, отказавшегося снять крест со своей церкви, приговорили к 14 годам тюремного заключения.

Жестоким репрессиям подвергаются мусульмане. Им даже заявили, что их хадж должен быть одобрен Национальным управлением по делам религии, которое подчиняется партии. В Синьцзяне порядка 1 миллиона уйгурских мусульман заключены в тюрьму. Многие из них подверглись пыткам, изнасилованиям или насильственному обращению в другую веру.

ФОТО: Полицейские патрулируют Кашгар на западе Синьцзяна 4 июня 2019 г. Недавнее разрушение десятков мечетей в Синьцзяне свидетельствует о растущем давлении на уйгур и другие этнические меньшинства в регионе, усиленно охраняемом полицией. (Greg Baker/AFP/Getty Images)

Администрация религиозно-информационных служб Интернета КПК забанила нелицензированные онлайн-группы, церемонии и распространение религиозного контента в Интернете иностранными организациями и частными лицами. По данным христианской неправительственной организации China Aid, партийные цензоры ищут и удаляют из сообщений в Интернете слова «Иисус» и «Бог».

Санкции также введены в отношении четырёх членов Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF), которая составляет отчёты по различным странам. Очевидно, Пекин разгневан последним докладом USCIRF, в котором утверждается, что Китай ограничивает свободу вероисповедания.

Все религиозные лидеры должны поддерживать КПК

КПК признает только пять основных религий: буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм. Приверженцы этих религий могут исповедовать свою веру только в организациях, одобренных КПК: Буддийской ассоциации Китая, Китайской даосской ассоциации, Китайской исламской ассоциации, Национальном комитете «Патриотическое Движение трёх автономий» протестантских церквей (кирха) Китая и Китайской католической патриотической ассоциации.

Китайская Конституция гарантирует право на веру, но не право на поклонение. Следовательно, день, время и место поклонения должны быть одобрены партией. Пять признанных религий находятся в ведении Департамента Единого фронта КПК, который задаёт курс Священным Писаниям. Все религиозные лидеры, священники и пасторы также должны быть одобрены КПК. Например, католические епископы назначаются на конференции епископов Католической Церкви Китая, подконтрольной компартии. Все религиозные лидеры обязаны поддерживать КПК.

В Положении о религиозных делах говорится, что религии, исповедуемые в Китае, не должны подвергаться иностранному управлению и влиянию. Это одна из причин, по которой у КПК особые претензии к католицизму ― католицизм управляется Ватиканом, да к тому же Ватикан и Святой Престол признают Тайвань.

Власти внимательно следят за деятельностью религиозных организаций. Согласно Положению о религиозных делах, религиозные группы обязаны зарегистрироваться в правительстве. Религиозные школы и учреждения также должны иметь разрешение от правительства. Религиозные собрания за пределами разрешённых (утверждённых) мест и времени запрещены. Нарушителей привлекают к строгой административной и уголовной ответственности.

Согласно статьи 300 «О культах» Уголовного Кодекса Китая «воспрепятствование исполнению государственных законов и административных законоположений путём создания и использования организаций религиозно-сектантского и еретического характера — наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом; то же деяние, совершённое при отягчающих обстоятельствах, — наказывается лишением свободы на срок семь и более лет или пожизненным лишением свободы со штрафом иди конфискацией имущества...».

Всевидящая партийная идеология

Членам КПК запрещено принадлежать к какой-либо религиозной группе. Этот запрет распространяется и на членов партии, вышедших на пенсию.

В 2017 году в одной из публикаций КПК религия была названа «духовной анестезией». В 2020 году были приняты новые правила, требующие от религиозных групп включать в свои учения партийную идеологию. С этой целью в Литургию пяти одобренных религий были включены «Мысли Си Цзиньпина».

Католические церкви были разрушены, а их кресты и статуи убраны. Образы Мадонны (Девы Марии) и Младенца Иисуса Христа заменены фотографиями китайского лидера Си Цзиньпина. А над «Десятью Заповедями» добавлены цитаты Си.

Похоже, что Си стремится стать одним из трёх великих лидеров коммунистического Китая, наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Си захватил контроль над партией, правительством, армией и экономикой. Теперь, когда КПК контролирует ещё и религии, возможно, этих троих будут называть «Троицей».

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Антонио Грасеффо, доктор философии, проработал в Азии более 20 лет. Он выпускник Шанхайского университета спорта и имеет степень China-MBA Шанхайского университета Цзяотун. Грацеффо работает профессором экономики и экономическим аналитиком по Китаю, пишет статьи для различных международных СМИ. Некоторые из его книг о Китае: «За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая» и «Краткий курс китайской экономики».

По материалам The Epoch Times USA