Правозащитник, лауреат премии Сахарова и руководитель "Мемориала" Олег Орлов огласил свое "последнее слово" на судебном заседании, где прокуроры добивались, чтобы его посадили в тюрьму почти на три года за дискредитацию вооруженных сил РФ, пишет Reuters.
В прошлом году районный суд оштрафовал 70-летнего Орлова на 150 000 рублей (1616 долларов) после того, как он написал статью о том, что Россия при президенте Владимире Путине скатилась к фашизму.
После того как Орлов обжаловал этот приговор, было назначено повторное судебное разбирательство, а затем прокуроры потребовали для него тюремного заключения сроком на два года и 11 месяцев, обвинив его в "политической ненависти к России". Окончательный вердикт по делу и приговор будут объявлены во вторник.
В своей заключительной речи перед судом Орлов сказал, что не совершил преступления.
"Меня судят за газетную статью, в которой я назвал политический режим, установившийся в России, тоталитарным и фашистским. Статья была написана более года назад. И тогда некоторым моим знакомым казалось, что я слишком сгущаю краски. Но сейчас совершенно очевидно — я нисколько не преувеличивал", — сказал Орлов.
"Всё это звенья одной цепи — смерть, а точнее, расправа над Алексеем, судебные расправы над другими критиками режима, в том числе и надо мной, удушение свободы в стране, ввод российских войск в Украину".
Обращаясь к судье и прокурору, Орлов сказал: "Вам самим-то не страшно? Не страшно наблюдать, во что превращается наша страна, которую вы, наверное, тоже любите? Не страшно, что в этом абсурде, в этой антиутопии, может быть, придется жить не только вам и вашим детям, но и, не дай Бог, вашим внукам?"
За два года, прошедшие с момента полномасштабного вторжения в Украину, Россия усилила подавление всех форм политического инакомыслия и ввела уголовную ответственность за критику того, что Москва называет "специальной военной операцией".
Специальный докладчик ООН по правам человека в России Марияна Кацарова назвала суд над Орловым "спланированной попыткой заставить замолчать голоса правозащитников в России" и "хрестоматийным примером репрессивной системы".