Из обвинительного заключения, появившегося в социальных сетях на прошлой неделе, стало известно, что уйгурского юношу Мирапа Мухаммета судили за использование виртуальной частной сети (VPN) для обхода "Великого файервола" (Great Firewall), блокирующего тысячи сайтов и сервисов в Китае, и "незаконную передачу разведданных за рубеж". Хотя неизвестно, как именно он был наказан, об этом можно легко догадаться.
В обвинительном заключении, подготовленном прокурором района Тяньшань города Урумчи, "противоправные действия" Мухаммета описаны следующим образом: "15 августа 2018 года Мирап Мухаммет использовал VPN на своем мобильном телефоне и создал аккаунт в Twitter под названием "Milafuxiaomi". В ответ на заявления "Такого не существует. Китай отрицает, что создал лагеря перевоспитания в Синьцзяне" на одном из сайтов, он [Мухаммет] ответил: "Я уйгур в Синьцзяне, и это все правда. Неясно только количество людей в лагерях"...".
Действия Мирапа Мухаммета совпали с пиком информационной войны между Китаем и западным миром по поводу концентрационных лагерей в уйгурском регионе, которые активно строятся с 2017 года. Китай сначала отрицал существование лагерей, но позже признал их наличие и заявил, что это всего лишь "школы профессиональной подготовки".
Согласно обвинительному заключению, 23-летний Мирап Мухаммет дал показания о существовании и характере лагерей, написав следующее: "Я уверен, что в лагерях Урумчи находится не менее 300 тыс. человек... Все семьи южного Синьцзяна, молодые и среднего возраста, находятся в лагерях. Дома остались только старики и дети...".
Омарджан Джамал, бывший заместитель начальника группы по борьбе с терроризмом полицейского управления Урумчи, который в настоящее время живет в Швеции как политический беженец, сказал автору: "Учитывая то, как было написано обвинительное заключение, какие предложения и термины были использованы, а также общую ситуацию в регионе, нет никаких оснований сомневаться в его подлинности. Это типичный пример для тысяч обвинительных заключений, которые я лично видел и держал в руках за время своей работы. Разница лишь в том, что это стало достоянием широкой общественности".
Хасанджан Онуйгур, бывший норвежский корреспондент Радио Свободная Азия (RFA), сказал автору: "Обход Великого файервола в китайской документации называется "делом 913". Лица, признанные виновными в таких случаях, приговариваются к тюремному заключению на срок от 7 до 15 лет". Действия Мирапа Мухаммета были преднамеренными, очевидно, что его наказание могло быть суровым".
Как профессиональный наблюдатель за ситуацией в регионе, я считаю, что Мирап полностью просчитал цену своих действий. Он считал, что то, что он сделает, стоит той цены, которую он заплатит. Поэтому он приготовился как минимум к 15 годам тюрьмы или возможной смерти за то, что расскажет миру правду о лагерях — одном из ключевых инструментов уйгурского геноцида.
Кок Байрак — политический эмигрант из Восточного Туркестана (г. Синьцзян), противник синизации своей родины. Он покинул Китай в 1994 г., когда из-за его журналистской деятельности у него начались "неприятности с властями", и сейчас живет в Вашингтоне, округ Колумбия.
По материалам BITTER WINTER