Джон Спенсер — майор армии США в отставке и эксперт по ведению боевых действий в городских условиях. Спенсер является автором мини-руководства для городского защитника, в котором он опирается на свой многолетний военный опыт. Руководства было переведено на украинский язык и используется военными страны.
В интервью грузинской службе RFE/RL Спенсер сказал, что президент России Владимир Путин вряд ли в ближайшее время положит конец вторжению в Украину, но прогнозирует, что Украина в итоге одержит победу. Спенсер полагает, что недавнее решение Вашингтона поставить Украине ракетную батарею «Пэтриот», возможно, не изменит правила игры, но оно может побудить других западных союзников предоставить аналогичные системы, укрепив обороноспособность Киева. Спенсер также считает, что Запад слишком осторожно подходит к поставкам оружия в Украину из-за необоснованных, по его мнению, опасений относительно реакции Кремля.
RFE/RL: Прошло чуть более 300 дней с тех пор, как президент России Владимир Путин начал полномасштабное вторжение в Украину. Хотя прогнозировать сложно, как вы думаете, сколько еще продлится этот конфликт?
Джон Спенсер: Начнем с трудного вопроса, который я бы задал следующим образом: сколько еще месяцев? Я не разделяю мнение людей, которые считают, что эта война будет длиться годами. Позиция Украины на поле боя очень сильная, и у нее есть не менее сильные союзники за пределами поля боя.
Помните ли вы Сунь-Цзы (автор книги «Искусство войны»)? Этот мудрый китайский монах учил нас, что, если вы хотите победить своего врага, вы должны победить его стратегию. Первая стратегия Путина провалилась еще в апреле, когда он попытался взять Киев и потерпел неудачу. Его вторая стратегия, направленная на отчуждение союзников Украины, также не сработала. И его нынешняя кампания, цель которой — заморозить Украину, принести тьму в Украину, также бесперспективна. И это бремя было возложено не только на украинцев, но и на их союзников. Уже можно сказать, что и это не сработало. Союзники не бросили Украину. Более того, они пообещали быть рядом с ней до тех пор, пока это будет нужно Киеву для защиты своей свободы и сопротивления российской оккупации.
Но вернемся к первоначальному вопросу — сколько еще месяцев? Думаю, ясно, что Путин не собирается отступать от своих намерений, ему все равно, сколько российских солдат погибнет. Но у российской армии проблемы, очень большие проблемы. Путин хочет замедлить войну. Ему нужно время, чтобы хотя бы немного подготовить тысячи людей, которых заставили пойти на военную службу. На данный момент я не вижу никакого направления, в котором российская армия может продвигаться вперед. Их единственная цель — удержать то, что они захватили, и я думаю, что и это им не удастся.
Считаю, что к следующему лету Украина приведет российские вооруженные силы к истощению, потому что у России нет пополнения, у нее нет союзов, у нее почти нет живой силы. И даже если говорить о живой силе, большинство ее основных офицеров и обученных людей мертвы или умирают сейчас. Просто набрать людей с оружием в руках срабатывало во Второй мировой войне, когда вы могли делать это миллионами — это была советская стратегия — но это не работает в сегодняшней битве.
RFE/RL: Михаил Подоляк, старший советник президента Украины Владимира Зеленского, сказал, что, по его мнению, именно такую стратегию выберет Россия: завалить Украину телами, числом. Вы говорите, что это не сработает. Но может ли это закончиться еще хуже и даже обернуться для русских обратным ударом?
Спенсер: Да, безусловно. Я имею в виду, есть проблема, когда вы бросаете так много тел на позиции, и у них заканчиваются патроны. Именно в этом сила Украины: у нее есть желание сражаться, но у нее также есть и бесконечный запас боеприпасов. Они получают много практики в стрельбе по мишеням, украинцы станут самыми умелыми. Они уже становятся самыми умелыми военными в мире, потому что учатся убивать русских лучше, чем кто-либо.
И опять же, именно поэтому профессионалы говорят о логистике, а дилетанты — о тактике. У Украины не закончатся патроны, не закончатся солдаты. У России нет миллиона солдат, чтобы ввести их в бой. Чтобы сделать это, нужно поставить под угрозу выживание России, нужно сделать это борьбой за Россию-матушку, нужно сделать это борьбой за выживание. А россияне уже показали, что не верят, что это война за выживание. Вот почему из страны выехало больше мужчин, чем пришло по мобилизации.