Прогуливаясь по Норвегии, любитель искать сокровища с помощью металлоискателя наткнулся на впечатляющую сокровищницу золотых украшений, датированную 500 годом нашей эры.
51-летний Эрленд Боре только-только приобрел металлоискатель после того, как врач посоветовал ему больше двигаться. Он обыскивал сельскохозяйственные угодья, но без особого успеха, тогда интуиция подсказала ему, что надо искать немного дальше.
«Я искал вдоль берега, но нашел лишь металлолом и маленькую монету», — рассказал господин Боре в пресс-релизе, опубликованном Музеем археологии Ставангерского университета. «Я решил подняться выше, и металлоискатель сразу же начал сигналить».
Копая землю, норвежец вытащил оттуда сверток, похожий на золотые монеты. Держа находку в руках, он сначала подумал, что это «шоколадные монеты или пластиковые пиратские сокровища».
«Это было невероятно», — сказал он.
Господин Боре испытывал такой же восторг, как и археологи, которым он сразу же сообщил о кладе. Удивительная находка произошла на острове Реннесей, расположенном в пределах муниципалитета Ставангер, и норвежец сразу связался с местными чиновниками округа.
При внимательном рассмотрении стало понятно, что девять золотых подвесок с выгравированными на них «редкими конскими символами» и 10 золотых жемчужин могли бы быть частью роскошного ожерелья. Среди них также найдено три золотых кольца — и все они датированы 6 веком, как указано в пресс-релизе.
Руководитель отдела культурного наследия муниципалитета округа Рогаланд Марианна Эноксен назвала эту находку «совершенно уникальной», добавив, что ни один из археологов округа никогда «не сталкивался с чем-то подобным».
А Оле Мадсен, директор Музея археологии, сказал, что «это находка века в Норвегии», намекая на то, что последняя подобная находка имела место в 1800-х годах.
Изящные подвески в форме монет, которые вместе с бусинами составляют полное ожерелье, датируются примерно 500 годом нашей эры, известны как «прицветы» и являются типичными для того периода. По словам экспертов музея, они были изготовлены «искусными ювелирами» и носили их только «самые влиятельные лица» в обществе.
По словам доцента Хокона Рейерсена, многие ценные ювелирные изделия были захоронены в середине 500-х годов, в период кризиса, из-за неурожаев и эпидемий. «Многочисленные заброшенные фермы в Рогаланде той эпохи свидетельствуют о том, что кризис особенно сильно ударил по этому региону», — сказал г-н Рейерсен. «Судя по месту клада и другим подобным находкам, это, скорее всего, были либо спрятанные ценности, либо подношения богам в то сложное время».
Госпожа Эноксен похвалила господина Боре за то, что он принял правильное решение, когда сделал свою необычайную находку.
«Он обозначил местоположение клада и немедленно прекратил поиски. Позвонил нам, а мы уведомили Музей археологии. Это позволило вскоре вернуться на место находки для проведения дальнейших исследований», — сказала она.
Господин Боре родом из Сола, что вблизи Ставангера, приобрел металлоискатель летом и продолжил поиски клада в августе, после того, как получил разрешение землевладельца на доступ к частным земельным участкам. Согласно норвежскому Закону о культурном наследии, все предметы, датированные до 1537 года, а также монеты старше 1650 года, «считаются государственной собственностью и о них необходимо сообщать».
К счастью для господина Боре, закон также предусматривает, что находки «свободных культурных артефактов» имеют право на вознаграждение, которое делится поровну с землевладельцем, хотя окончательная сумма еще не определена, говорится в пресс-релизе.