Многие слышали фразу: «Если нет хлеба — пусть едят пирожные». Её часто используют как пример отдалённости богатых слоёв общества от проблем простого народа или в контексте «сытый голодного не понимает».
Эту фразу многие приписывают французской королеве Марии-Антуанетте. Легенда гласит, что якобы накануне Великой французской революции, когда по всей стране начались народные волнения, королева спросила у своих поданных, в чем причина беспорядков. Ей ответили, что у народа нет хлеба, поэтому люди стали выходить на улицы в поисках справедливости.
Тогда Мария Антуанетта и сказала свою знаменитую фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные».
Однако, согласно историческим фактам, это всего лишь придуманная легенда. А как же было на самом деле?
Начнем с того, что в оригинале эта фраза звучала так «Qu’ils mangent de la brioche», что в переводе означает: «Пусть едят бриоши». Бриоши — это французские традиционные булочки, а вовсе не пирожные.
На самом деле автором этой фразы является опальный вольнодумец, философ Жан-Жак Руссо. В своей автобиографической книге «Исповедь» Руссо писал, что эту фразу произнесла некая французская принцесса, имени которой он не назвал.
Вопреки расхожему мнению, Мария-Антуанетта быть этой принцессой никак не могла, так как на момент написания книги ей было всего 14 лет. И жила она тогда в Австрии, а не во Франции.
Эту фразу в искажённом виде стали приписывать Марии-Антуанетте спустя несколько десятилетий после её казни. Возможно, таким образом французские революционеры, казнившие королеву, решили максимально опорочить её имя.
А фраза Жан-Жака Руссо про бриоши связана со старинным парижским законом, который обязывал булочников во время неурожая продавать бриоши по цене хлеба, чтобы можно было накормить как можно больше голодных людей.
В такие бриоши клали меньше масла и яиц, делая их более доступными по цене. Но даже в упрощенном варианте бриоши оставались более вкусными и питательными, чем обычный хлеб. Постепенно в продаже появились специальные бриоши для бедняков, они были значительно дешевле обычных.
Мария Мельничук