ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

"То, что сейчас происходит в России, — это тотальный страх": Оппозиционеры

Великая Эпоха
Российский государственный флаг виден на крыше посольства России в Киеве, Украина, 18 сентября 2016 года. (Gleb Garanich/Reuters)

В центре литовской столицы Вильнюса на высоком здании над украинским флагом наклеен большой баннер с надписью "Путин, Гаага ждет тебя". В городских автобусах электронные дисплеи меняются между объявлением пункта назначения и признанием в любви к Украине с помощью сердечек, сообщает BBC.

На этой неделе Литва, а также Латвия, Эстония и Польша запретили въезд всем российским туристам, утверждая, что они не должны наслаждаться демократией и свободой в Европе, в то время как их правительство нападает на эти самые ценности в Украине.

Этот шаг вызвал беспокойство среди российских оппозиционеров, уже находящихся за рубежом.

"Странно запрещать людей за то, что они русские, независимо от того, поддерживают они режим Путина или нет", ─ говорит Анастасия Шевченко, активистка, которая провела два года под домашним арестом за протесты против российского президента.

Когда Россия вторглась в Украину, она отбывала условный срок, и одно неверное движение, даже антивоенный комментарий, мог отправить ее за решетку.

Но Анастасия не могла вынести молчания, поэтому она собрала свои вещи в несколько чемоданов и бежала со своей семьей посреди ночи в Литву.

"То, что происходит сейчас в России, похоже на тотальный страх. Так много людей боятся, потому что мы знаем, что они могут сделать все, что угодно. Это не только тюрьма или штрафы: вас могут убить или отравить. Это похоже на огромную тюрьму. По всей стране", - говорит Анастасия из Вильнюса.

В нескольких городах прошли акции протеста с криками "Нет войне!" и даже "Путин в окопах!". Более тысячи человек были задержаны, а некоторым выдали призывные документы в полицейских участках.

Но еще больше россиян направляются к границе любым маршрутом.

В то время как очереди на въезд в Финляндию растут, Латвия и Эстония заявляют, что бегство от призыва в армию не является причиной для предоставления убежища. Литва будет рассматривать случаи индивидуально, но премьер-министр сказал, что "спасение россиян, бегущих от призыва в армию, не является обязанностью других стран".

Некоторые считают трусами даже самых преследуемых российских активистов, потому что риск, которому они подвергаются, выступая против президента Путина, ничто по сравнению с военными преступлениями его армии.

Но эти активисты настаивают, что все не так просто.

"Конечно, мы чувствуем эту ответственность. Мы должны были использовать эту возможность, чтобы изменить нашу страну. Путин — военный преступник, он убивает людей. Но как русские внутри России могут остановить Путина? Это невозможно", — говорит бывший депутат от оппозиции Дмитрий Гудков.

Гудков покинул Москву задолго до войны, заявив, что его предупредили: уезжай или попадешь в тюрьму. Сегодня все видные деятели российской оппозиции находятся под арестом, в изгнании или мертвы.

Многие сейчас, по сути, надеются на Украину, чтобы сделать то, чего они не смогли добиться мирным путем внутри России: победить Путина.

"Я думаю, что Запад должен увеличить военную помощь Украине, это единственный вариант", — говорит Гудков.