Австралийские психологи нашли решение, которое может дать измученным родителям новую надежду на улучшение поведения детей, исправляя их деструктивные состояния. Новая поведенческая терапия дала устойчивые результаты, по сравнению с существующими методами лечения.
Клинический психолог, специализирующийся на проблемах поведения у детей, Джорджи Флеминг сказала, что они увидели устойчивые улучшения у детей в возрасте от трех до семи лет, которые получали разработанное ими специализированное лечение.
«В то же время мы наблюдали ухудшение состояния детей, получавших стандартное лечение», — добавила Флеминг, ведущий автор исследования из Университета Нового Южного Уэльса.
Разработанное индивидуальное лечение представляет собой усовершенствованную версию терапии взаимодействия родителей и детей (PCIT).
Новые методы отличаются от стандартных стратегий тремя основными способами.
Во-первых, родители стараются укреплять свои отношения с детьми, выражая теплоту и привязанность.
Например, «сидят ближе к ребенку во время игры, добавляют “улыбку” в свой голос, когда хвалят ребенка, и делают вещи, которые специально предназначены для того, чтобы ребенок смеялся», — объясняет Флеминг.
Во-вторых, исследователи применяют дисциплинарную систему, включающую жетоны, а не наказания.
«По сути, мы определяем желаемые нами модели поведения для детей. Например, чтобы они “слушались родителей, когда те просят что-то сделать, нежно обращались со своими братьями, сестрами и друзьями”».
«И за все случаи, когда дети демонстрируют то, что мы называем “просоциальным поведением”, они получают жетоны — что-то вроде небольших наград, которые накапливаются и со временем могут быть обменены на целый ряд различных поощрений».
Последнее отличие от предыдущих методов лечения заключается в том, что психологи активно обучают детей эмоциональным навыкам.
«Существуют убедительные доказательства того, что дети с черствостью и низкой эмоциональностью недостаточно развиты в распознавании определенных выражений лица. Они не так хорошо улавливают, когда кто-то испытывает страх или грусть», — сказала Флеминг.
«Поэтому мы обучаем их с помощью мимики, повсеместно демонстрируя ее детям, а затем развиваем эти навыки, чтобы привести их к состоянию, когда, увидев кого-то, кто находится в бедственном положении, они смогут реагировать просоциально».
Усовершенствование предыдущих методов лечения было основано на исследованиях, проведенных под руководством профессора Евы Кимонис.
Она сказала, что существует устоявшееся мнение, что поведенческие проблемы и психические расстройства у детей трудно поддаются корректировке.
«Но я думаю, что такой метод лечения дает надежду на то, что эти черты характера потенциально могут поддаваться вмешательству, если делать это в раннем возрасте», — считает Кимонис.
Профессор сказала, что эти специализированные методы лечения уже начали предлагать детям.
«Джорджи [Флеминг] возглавляет проект, основанный на этом исследовании, в государственной школе Инглберн, что гарантирует доступ к этой программе в сообществах, где вероятность получения такой помощи ниже».
«Новизна нашей школьной программы заключается в том, что мы привлекаем учителей к работе с родителями. Это означает, что не только в домашних условях, но и в условиях школы есть надежда на достижение целей терапии».