ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Ольга Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто». Фоторепортаж

Великая Эпоха

Ольга Берггольц. Фоторепортаж. Фото с сайта telecomclub.org
Ольга Берггольц. Фоторепортаж. Фото с сайта telecomclub.org
Слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто» высеченны на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища, где похоронены 470 тысяч ленинградцев, отдавших свои жизни при защите блокадного Ленинграда.  Эти слова хранятся в сердцах людей бывшего СССР, кто ощутил горечь потерь,  так же и в другой войне - в войне,  в которой беспощадно уничтожался собственный народ.

К столетию со дня рождения поэтессы Ольги Берггольц и к 65-летию со Дня победы во второй мировой войне в Петербурге проходят памятные мероприятия. В Институте русской литературы – знаменитом Пушкинском доме – открылась международная научная конференция и выставка, которая рассказывает о жизни поэтессы Ольги Берггольц, о ее работе на радио в блокадном Ленинграде. Мероприятия проходят под девизом бессмертных  слов поэтессы: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Каждый стенд выставки – это отдельный штрих к биографии поэтессы. Рядом с детскими стихами Ольги расположены рисунки ее погибшей дочери Ирины.
 
Ольга Берггольц – «блокадная муза»

... голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга
в застывших и темных блокадных ленинградских домах,
стал голосом самого Ленинграда.


Блокада Ленинграда длилась вечные  872 дня. Только после того, как блокадное кольцо было прорвано, ленинградцы поняли, что они пережили и что этот ужас уже позади.

Единственной связующей артерией блокадного Ленинграда  с внешним миром было Ладожское озеро. По этому пути пополнялись запасы продовольствия и топлива. Но это количество было настолько малым, что никак не соответствовало потребностям, проживавшим в Ленинграде трем миллионам человек. Хлеб выдавали по карточкам.  В музее Пушкинского дома среди экспонатов есть сохранившиеся продуктовые карточки Ольги Берггольц,  как свидетельства тех голодных блокадных дней.
 
В сентябре 1941 года уже кончились все запасы продуктов, и в ноябре в Ленинграде начался  голод. Положение было катастрофическое: от недоедания люди теряли сознание на работе и на улицах. Появились первые  случаи смерти от голода, и даже случаи каннибализма. Потеря близких и дорогих людей – все это пережито Ольгой Берггольц и было так мучительно больно.

Не смотря на то, что очень много людей умирало от голода, все-таки основная масса погибала в результате бомбардировок и артобстрелов. Фашисты уничтожали город не щадя ни людей, ни культурные памятники Ленинграда. В музее, в разделе, посвященном столетию поэтессы, сохранился осколок снаряда, который разбил окно радиокомитета, в тот момент, когда Ольга Берггольц читала свои стихи. Сохранился и пропуск, по которому поэтесса могла  ходить по городу в комендантский час.
 
Для того, чтобы помочь жителям Ленинграда сохранить свои жизни во время бомбардировок и артобстрелов, уже  в первые месяцы блокады на ленинградских улицах было установлено  около полутора тысячи громкоговорителей. Радио сообщало с помощью трансляции звуков метронома о налетах и воздушной тревоге: быстрый ритм метронома означал воздушную тревогу, медленный – отбой.  Метроном стал культурным памятником, напоминающим о сопротивлении жителей в блокадном Ленинграде.

[image error]

Однако интеллектуальная и культурная жизнь Ленинграда не остановилась.  Летом 1942 года были открыты некоторые театры,  кинотеатры, учебные заведения. Даже состоялись несколько джазовых концертов. Государственная публичная библиотека и библиотека Академии наук не прекращали свою работу на протяжении всего времени блокады. Классическую музыку интеллигенция блокадного Ленинграда приходили слушать во вновь открытую в августе 1942  года городскую филармонию. Там-то впервые и прозвучала  знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, которая стала музыкальным символом блокады.
 
В суровых условиях, между жизнью и смертью близких и дорогих людей, своих соседей, ленинградцев, женщина-поэтесса  с твердой волей  обращается к героическому родному городу, обращается к мужеству жителей Ленинграда. Почти ежедневно, работая на радио, в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц читает свои стихи, самые лучшие стихи. Именно ленинградцы блокадного Ленинграда были первыми слушателями ее поэм, рожденных в суровые блокадные дни. В дни блокады Ольга Берггольц создала свои лучшие поэмы, которые она посвятила защитникам Ленинграда: «Ленинградская поэма» и «Февральский дневник».
 
Ольгу Берггольц за ее самоотверженность и мужество,  с которыми она вдохновляла и поддерживала жителей города в годину испытаний, называли «блокадной музой». Несмотря на то, что от голода умер самый близкий человек, ее второй муж, литературовед Н. Молчанов, горе не сломило поэтессу, и она продолжала своими стихами призывать к жизни, к стойкости, к победе ослабленных голодом и холодом ленинградцев. Ее стихи звучали между бомбежками и артобстрелами, прорываясь сквозь  звуки метронома.

[image error]

После войны вышла в свет книга Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». Книга рассказывает о ее работе на радио во время войны, во время блокады Ленинграда.

...Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды,
но   мы   не   забыты   с   тобой,   не   одни,-
и это уже победа.

Смотри — материнской тоскою полна,
за дымной грядою осады,
не сводит очей воспаленных страна
с защитников Ленинграда.

После блокады Ольга Берггольц также написала пьесу «Они жили в Ленинграде», которая была поставлена в театре Таирова.

Биография Ольги Берггольц

Ольга Федоровна Берггольц родилась в семье врача, в Петербурге, 3 мая (16 мая по новому исчислению) в 1910 году. Детство Ольги прошло на окраине Невской заставы. В 1920-х голах  училась в трудовой школе. В 1925 в литературном объединении рабочей молодежи «Смена» встретила Б.Корнилова (первого мужа). Вместе  с ним позднее училась на Высших курсах при Институте истории искусств, где преподавали Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, читали свои стихи для студентов поэты: Багрицкий, Маяковский и Уткин.

[image error]

После окончания филологического факультета Ленинградского университета, Ольга и работала в Казахстане корреспондентом газеты «Советская степь», о чем рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, она работала редактором в газете завода «Электросила». В 1933 - 35 выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире» и сборник «Стихотворения», который принес ей  поэтическую известность.

В 1938 году, к тому времени уже известную поэтессу,  Ольгу Берггольц, арестовали по обвинению «в связи с врагами народа». Она провела год в заключение, где в связи с арестом ее мужа Бориса Корнилова, ее, беременную, вызывали на допросы, пытали так зверски, что  выбили сапогами ребенка из ее живота.  В тюремной больнице Ольга Берггольц родила младенца мертвым. В июле 1939 года ее освободили и полностью реабилитировали. Но боль осталась в памяти и в сердце поэтессы: боль за себя, за мертвых детей, за смерти невинных людей.

Эта  подлая, кровожадная война против собственного народа, которая выбивала не только детей из животов, но и веру в справедливость и в свободу совести. Для многих погибших в этой войне  справедливость оказалась только посмертной.

В 1952  Ольга Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде. После командировки в 1954 году в освобожденный Севастополь создала трагедию «Верность».
 
После 1956 года  наконец-то вышли многие стихи Берггольц, в которых она рассказывала о личной трагедии и о трагедии всего народа.  Но полностью ее стихи были изданы  только после 1975 года, посмертно.

Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звезды», которую поэтесса начала писать  в  1959 году.
В 1960-е вышли поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память».
 
Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде в 1975, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, жила поэтесса, открыта мемориальная доска. При входе в дом радио установлен бронзовый барельеф памяти Ольги Берггольц.

[image error]

«Ольга. Запретный дневник»

К 100-летию со дня рождения легендарной поэтессы Ольги Берггольц  в апреле 2010 года издательство «Азбука» выпустило сборник «Ольга. Запретный дневник». Сборник включает в себя  ранее не публиковавшиеся дневники поэтессы, материалы из архивов ФСБ, редкие фотографии и документы, которые ранее  считались утерянными и стали доступны только осенью 2009 года.

Книга «Ольга. Запретный дневник» вышла тиражом в 5 тысяч экземпляров и уже исчезла с книжных прилавков. В настоящее время готовится ее дополнительный тираж. Дом книги (Дом Зингера) признал ее книгой месяца.

Архив Ольги Бергольц власти неоднократно конфисковывали: последний раз это было после смерти Берггольц в 1975 году. Дневники, которые поэтесса вела много лет, при ее жизни опубликованы не были.
 
В сборник «Ольга. Запретный дневник» включены избранные стихотворения и поэмы Берггольц, а также фрагменты второй, так и не оконченной части прозаической книги «Дневные звезды»,  позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

«Этот дневник - один из самых страшных и пронзительных документов той эпохи, времени великих надежд и разочарований, величайшего унижения человеческой природы вообще и одновременно свидетельства ее стойкости и неколебимости. Ольга Берггольц прошла весь путь той эпохи, от романтической веры в революцию и коммунизм до тюрьмы и потери ребенка после допросов, от любви к Сталину до осознания того кошмара, в который была ввергнута вся страна. В этом дневнике вы увидите совсем не ту поэтическую «звезду» блокадного Ленинграда, какой Ольга Берггольц представлялась в сознании миллионов ее поклонников, а очень сильную, красивую и глубоко несчастную женщину, мечтавшую о счастье и любви и отчаянно сопротивлявшуюся своей судьбе» - написано в предисловии сборника.

Александра Лебедева. Великая Эпоха