ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайское чудо на русской Земле

Великая Эпоха
Проходя мимо китайского скверика, я заметила великолепную картину – дерево цветущей сливы, мимо которого невозможно было пройти. Это чудо природы нюхали, трогали, фотографировали. Оно завораживало и манило своей необычайной для наших мест красотой.

Свернув в скверик, я словно окунулась во времена династии Тан, при которой живопись сливы Мэй Хуа была целым отдельным направлением. Цветущая слива – растительный символ у китайцев, ее цветение традиционно считается концом зимы и наступлением весны. Цветет китайская слива обильно и ярко. Ветви усыпаны розово-красными бутонами. Бутоны сливы махровые, крепкие и стойкие.

Мне тоже захотелось запечатлеть это чудо природы, чтобы и Вы, наш читатель, смогли бы окунуться в атмосферу гармонии и красоты. Большая популярность изображения сливы объясняется философским содержанием, связанным с ней, его поэтической интерпретацией и особенно этической символикой.

Мэй Хуа символизирует благородную чистоту, стойкость и несгибаемость, так как "живые соки сохраняются в деревьях сливы и в лютый мороз", а цветы начинают распускаться ещё во время снега.

Поэты-патриоты нередко обращались к символу Мэй Хуа для выражения идей стойкости и независимости. Цветы - традиционная тема китайской живописи. Но в глазах китайских художников цветы - это не просто предмет любования, но и аллегорические символы.

Исходя из традиционного представления о "гармонии человека и природы", китайские художники персонифицировали их, наделили человеческими качествами. Так, например, сосна олицетворяет долголетие, цветы сливы - умение стойко переносить невзгоды и чистоту помыслов, пышные цветы пионов - богатство и роскошь, бамбук - непреклонность и моральную стойкость и т. д. Таким образом, картины на тему "цветы и птицы" почти всегда наполнены скрытым идейно-эмоциональным смыслом.

Санкт-Петербург. Китайский садик с цветущими деревьями сливы. Фото: Ирина ОШИРОВА/The Epoch Times
Санкт-Петербург. Китайский садик с цветущими деревьями сливы. Фото: Ирина ОШИРОВА/The Epoch Times

Ирина Оширова. Великая Эпоха