ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Боевики в Дарфуре провели зачистки масалитов с массовыми убийствами и изнасилованиями

Великая Эпоха
Суданские беженцы, спасающиеся от конфликта в Судане, собрались в понедельник, 10 июля 2023 г., в лагере беженцев Забут в Гоз-Бейде, Чад. . (Pierre Honnorat/WFP via AP, File)

Около 260 тыс. человек бежали из Дарфура в соседний Чад после того, как бойцы "Силы быстрой поддержки" (RSF) и союзных им арабских ополчений ворвались в ряд городов и поселков.

В середине апреля в столице страны Хартуме начались бои между военными и RSF после нескольких лет растущей напряженности. По словам пострадавших и правозащитников, в Дарфуре они перекинулись на другие районы страны, но приняли другую форму — нападения RSF и связанных с ним арабских военизированных формирований на мирных жителей.

На второй неделе боев в Хартуме RSF и ополченцы взяли штурмом Генейну, столицу штата Западный Дарфур, расположенную недалеко от границы с Чадом. В ходе этого и двух последующих штурмов боевики устроили массовые поджоги и убийства. В результате большая часть города с населением более полумиллиона человек превратилась в руины, свидетельствуют видеозаписи, которыми поделились активисты.

"То, что произошло в Генейне, не поддается описанию", — заявил султан Саад Абдель-Рахман Бахр, глава султаната Дар Масалит, представляющего этническую общину масалитов Дарфура. "Повсюду (в городе) происходила резня. Все было спланировано и носило системный характер".

В докладе султаната говорится, что в период с 24 апреля по 12 июня только в Генейне в результате нападений РСБ и арабских военизированных формирований погибло более 5 тыс. человек и 8 тыс. получили ранения.

В отчете подробно описаны три основные волны нападений на Генейну и прилегающие районы в апреле, мае и июне, целью которых, по мнению авторов, была "этническая чистка и геноцид африканского гражданского населения".

В ответ на неоднократные просьбы The Associated Press прокомментировать утверждения о недавнем насилии, включая изнасилования, RSF не ответила. В своих социальных сетях военизированное формирование охарактеризовало боевые действия в Дарфуре как возобновившиеся межплеменные столкновения между арабами и неарабами.

13 июля Управление ООН по правам человека сообщило, что в окрестностях Генейны было обнаружено массовое захоронение, в котором находилось не менее 87 тел. Международная группа Human Rights Watch заявила, что также зафиксировала факты зверств, включая суммарные казни и массовые захоронения в Мистерее.

По словам Фолькера Пертеса, посланника ООН в Судане, "наметилась тенденция к широкомасштабным целенаправленным нападениям на гражданских лиц по признаку их этнической принадлежности". На прошлой неделе прокурор Международного уголовного суда Карим Хан сообщил Совету Безопасности ООН, что в Дарфуре ведется расследование предполагаемых новых военных преступлений и преступлений против человечности.

Аль-Нур, чей муж был убит во время столкновений в начале 2020 г., рассказала, что в конце апреля нападавшие ворвались в ее район Джамарек в Генине и сожгли десятки домов, в том числе и ее. "Они заставили людей выйти из домов, а затем открыли по ним огонь", — сказала она по телефону из приграничного чадского города Адре.

Ей и ее детям удалось спастись с помощью соседей-арабов. Они продолжали переезжать из города в город во время столкновений.

В середине июня она и группа из 40 мужчин, женщин и детей отправились пешком по 20-километровому шоссе к границе, планируя бежать в Чад. По ее словам, вскоре они были остановлены на контрольно-пропускном пункте RSF.

Держа группу под прицелом, бойцы спрашивали об их этнической принадлежности. Двое из 14 мужчин в группе были арабами со светлой кожей. Остальных, со смуглой кожей и масалитским акцентом, боевики оскорбляли и избивали.

"Вы хотите сбежать? Вы умрете здесь", — сказал один из боевиков масалитам. Они били плетьми всех членов группы, мужчин и женщин. Они били мужчин прикладами и щелкали курками своих автоматов, чтобы напугать их. Один мужчина был ранен в голову и сразу же скончался, сказал аль-Нур.

По ее словам, они забрали остальных мужчин и четырех женщин в возрасте около 20 лет. Она не знает, что с ними случилось, но опасается, что женщины были изнасилованы. Остальным женщинам и детям они позволили продолжить путь.

Другие беженцы в Адре сообщили о подобных случаях насилия по дороге к границе.

"Добраться до Чада было большим облегчением, — сказал Мохаммед Харун, беженец из Мистери, прибывший в Адре в начале июня, — но раны (от войны) останутся навсегда".