Полицейский положил ногу на голову последователя Фалуньгун на площади Тяньаньмэнь 1 октября 2000 года. Последователи Фалуньгун в то время часто выходили на крупнейшую площадь мира, чтобы в мирной форме донести китайцам о преследовании, которому они подвергаются с 1999 года. Фото: AP Photo/Chien-min Chung
Когда экс-глава компартии Китая Цзян Цзэминь отдал приказ начать преследование Фалуньгун в 1999 году, компартия стала считать эти репрессии самым важным делом.
Похоже, что спустя более 14 лет данная кампания вступает в новый этап, поскольку политический клан Цзяна, который рассматривал преследование как собственный «крестовый поход», значительно потерял влияние и контроль над ключевыми позициями в аппарате безопасности.
Согласно статистике сайта Minghui.org, главного сайта Фалуньгун, освещающего преследование, количество последователей этой духовной практики, которые заключены в трудовые лагеря и тюрьмы, в течение последних 18 месяцев постоянно уменьшается.
Сайт Минхуэй информирует, что несколько трудовых лагерей в разных регионах Китая закрываются. В некоторых случаях заключённых последователей Фалуньгун освобождали.
Такая тенденция показывает большое изменение, которое произошло в политике Китая, потому что раньше главным приоритетом для компартии было «искоренить» эту мирную духовную систему. В то время на улицах власти массово сжигали книги Фалуньгун, а государственные телеканалы почти беспрерывно вещали пропаганду с отрицательной информацией об учении.
Тем не менее, несмотря на перемены за последний год, преследование не прекратилось, считают эксперты. Однако они указывают, что этой кампании уже не уделяют такое большое значение, как это было когда-то, и в некоторых регионах Китая преследование уже стало невозможно продолжать.
Трудовые лагеря закрываются
В этом году новое руководство компартии во главе с Си Цзиньпином объявило, что закроет или проведёт реформу системы трудовых лагерей. К этому утверждению вначале отнеслись скептически, но правозащитные организации утверждают, что некоторые перемены действительно произошли, в частности, некоторые трудовые лагеря закрываются. В иных случаях их просто переименовывают в реабилитационные центры для наркозависимых, но издевательства над людьми, как и раньше, продолжаются.
В середине июля два трудовых лагеря в южной части Пекина освободили некоторых последователей Фалуньгун, заключённых в них, сообщается на Минхуэй, сайте Фалуньгун.
Женский принудительно-трудовой лагерь Пекина стал освобождать последователей Фалуньгун, начиная с мая, а Исправительно-трудовой лагерь Синь-ань, 5 июля освободил большое число последователей Фалуньгун, сообщает Минхуэй. При этом точное число освобождённых неизвестно.
Кроме того, трудовой лагерь Сидаинцзы в городе Чаоян провинции Ляонин в июле освободил 10 последователей учения, пишет Минхуэй.
Некоторые ученики Фалуньгун были освобождены из трудового лагеря Масаньцзя в северо-восточном Китае, который считается самым жестоким среди других подобных ему учреждений. Минхуэй сообщил, что в конце августа все заключённые-мужчины в Масаньцзя были освобождены, и что лагерь не принимает новых узников с октября прошлого года. К концу августа, согласно сообщению, лишь восемь женщин-последователей Фалуньгун остались там.
«Мою младшую сестру освободили из Масаньцзя 30 августа, — написала Ма Чуньмэй, последователь Фалуньгун, которая проживает в Вашингтоне США по эмейлу. — Трудовой лагерь в Масаньцзя по большей части закрыт». Ранее англоязычная редакция издания «Велика Епоха» сообщала о сёстрах Ма, и о том, как Ма Чуньмэй прилагала усилия, чтобы её младшую сестру освободили.
Ма Чуньлин, последовательницу Фалуньгун, освободили из трудового лагеря Масаньцзя 30 августа 2013 г. Её сестра в США сказала, что это учреждение скоро полностью закроется, поскольку руководству компартии становится всё сложнее поддерживать преследование духовной практики Фалуньгун, которое продолжается уже 14 лет подряд. Фото: Ма Чуньлин
В редакционной статье на сайте Минхуэй говорится, что, несмотря на эти недавние освобождения и обещание режима провести реформу трудовой системы, «это не означает, что Коммунистическая партия Китая прекратит совершать зло».
Как заявляет Лэви Брауде, исполнительный директор «Информационного центра Фалунь Дафа» (общественная организация, которая отслеживает факты преследования Фалунь Дафа в Китае), огромные усилия последователей Фалуньгун проделанные для того, чтобы остановить преследование, также не прошли даром.
«Практически сотни тысяч последователей в течение многих лет прилагали усилия день за днём, рассказывая своим соседям о том, что происходит. Все — от жён до чиновников высокого уровня — узнали об этом», — сказал Брауде.
Минхуэй регулярно сообщает о том, что некоторые чиновники компартии заявляют, что больше не будут участвовать в преследовании.
Несмотря на все эти факты, всё же невозможно получить полную картину того, какой статус в настоящее время имеет это преследование в Китае, а к новостям о том, что трудовые лагеря закрываются нужно относиться с осторожностью, считает Коррина-Барбара Фрэнсис, исследователь по вопросам прав человека в Китае при Международной Амнистии.
«Я думаю, нужно быть очень внимательным к тому, что здесь происходит. Они закрывают трудовые лагеря, или просто превращают их в лагеря для наркоманов?» — сказала она в телефонном интервью, имея в виду центры реабилитации для наркозависимых, которые в некоторых случаях продолжают использовать для заточения политических и других заключённых.
Меньше заключений
В дополнение к случаям освобождений, число последователей Фалуньгун, отправленных в трудовые лагеря, за последние 18 месяцев уменьшилось, сообщает Минхуэй. Количество заключений в тюрьму и количество задокументированных случаев преследования в целом также уменьшилось в этом году, в сравнении с предыдущими годами. Так, Минхуэй зафиксировал 785 и 745 заключений в тюрьму в 2010 и 2011 годах соответственно, тогда как в 2012 году — лишь 509, а к началу сентября 2013 года — 218.
В 2010 и 2011 годах было зафиксировано 1452 и 1327 заключений в трудовые лагеря соответственно, тогда как в 2012 году — 1065, а к началу сентября — 351.
Похоже, что в целом, число случаев преследования по сравнению с предыдущими годами, уменьшилось. К началу сентября этого года оно составило 1727 случаев, тогда как за последние 5 лет в среднем за год это число приближалось к 6 тысячам.
В то же время, как сообщал Минхуэй, сайт может осветить лишь определённую часть случаев преследования в Китае, тогда как о многих других случаях просто нет информации. Но имеющиеся факты позволяют проследить, как со временем изменяется интенсивность преследования. Однако из-за того, что Минхуэй в некоторых случаях может получать информацию об определённом факте преследования лишь спустя месяцы или годы, это усложняет картину.
Ни освобождения, ни тенденции к ослаблению репрессий не говорят о том, что Пекин решил пересмотреть своё отношение к преследованию Фалуньгун, считает Фрэнсис. «Иногда мы всё ещё наблюдаем, что некоторых людей заключают на очень долгие сроки. Существенных изменений в этой установке власти [по преследованию Фалуньгун] нет», — говорит она.