"Деревенские представители лгут общине, представители общины - областным чиновникам, и ложь не остается там, продолжая двигаться уровень за уровнем, доходя до Государственного Совета КНР; Госсовет издает указы, которые уровень за уровнем спускаются вниз, пока не достигают самого низа. Должностные лица их читают и идут обедать, и те остаются просто пустыми словами".
70-летнему делегату НПКК Яну Чжифу позволили зачитать эти слова премьер-министру КНР Вэнь Цзябао на заседании НПКК 3 марта в Пекине, слова, которые обычно «ходят» только в народе. По слухам, Ян Чжифу не был делегатом, намеченным для выступления на этой специфической пленарной сессии; возможно, он получил разрешение после того, как показал речь премьер-министру, прося дать возможность говорить с собранием. По словам присутствовавших на заседании, Вэнь представил эту заявку и объявил Яна следующим докладчиком.
Премьер-министр внимательно выслушал речь, и с того дня, слова зачитанные Яном быстро распространились в китайском интернете.
Лживость китайских чиновников
Преднамеренное искажение фактов - обычное явление среди китайских чиновников, чиновники на всех уровнях скрывают факты и предают огласке ложь. Следующий пример хорошо иллюстрирует этот факт.
Несколько лет назад, тогдашний премьер-министр КНР Чжу Жунцзи объявил о намерении посетить центр поставки зерна области Наньлинь провинции Аньхуэй. Местные чиновники быстро получили зерно из близлежащих городов, стремясь показать премьер-министру, как хорошо муниципалитет выполняет свои обязательства. Чиновники скупили все возможные запасы зерна у близлежащих хозяйств. Обманутый премьер-министр остался доволен "превосходной работой" сотрудников центра поставки зерна. Вэнь Цзябао хорошо знает о таких обманах, и не скрывает этого от чиновников. Говорят что, исследуя работу местных чиновников и посещая крестьянские хозяйства, он часто появляется без предупреждения, отказываясь даже выходить из автомобиля, если узнает, что о его приезде было заранее известно.
Так же, как и его предшественник Чжу, Вэнь похоже действительно хочет добиться изменений в стране. У всех возникает один и тот же вопрос: действительно ли он сможет добиться этого, или же собирается потерпеть фиаско, как и его предшественник, опираясь на тоталитарную коммунистическую систему Китая?
Что сможет сдержать недовольство простых китайцев?
Без сомнения, самый высокий административный орган КНР - Госсовет, больше не в состоянии управлять разветвленной государственной структурой. Судебная власть, официальная система управления действуют произвольно, местные чиновники все больше и больше прибирают дела к рукам. Они коррумпированы больше чем когда-либо в истории, вызывая недовольство народа и приводя к увеличению конфликтов. Такие конфликты по всей стране скрываются от общественности, для их подавления вводятся милиция и войска. Сколько же это еще сможет продолжаться?
* * * * *
По иронии судьбы, выражение "потемкинские деревни" стало синонимом неистребимой показухи. Завистники и враги наместника Новороссии князя Григория Александровича Потемкина еще при его жизни обвиняли того в показухе, не в состоянии смириться с тем, что фавориту Екатирины II за десятилетие удалось добиться того, что не в состоянии были сделать за девять веков ни Рюриковичи ни Романовы, распуская слухи о фанерных крестьянских избах, бутафорских мельницах и мертвых душах.