При власти Китайской компартии (КПК) люди стремятся стать чиновниками,потому что это приносит большую пользу себе и родственникам. Однако в последнее время вакансия мэра города Линьфэнь провинции Шаньси более шести месяцев никого не интересует.
В сентябре прошлого года произошла большая авария на шахте города Линьфэнь, во время которой более 300 человек погибло. В результате чего мэр этого города Лю Чжицзе, который вступил на эту должность лишь несколько месяцев назад, был уволен.
Некоторые говорят, что быть чиновниками провинции Шаньси сложно, а быть чиновниками города Линьфэнь еще сложнее. В течение трех лет в городе Линьфэнь сменилось четыре мэра, в провинции Шаньси - четыре губернатора.
Город Линьфэнь, население которого насчитывает 4 млн человек, является важным энергетическим центром, здесь большое количество угольных шахт и железных руд. Большое количество угольных шахт создало богатых «угольных боссов», местные власти сговариваются с «угольными боссами», которые в погоне за прибыль пренебрегают мерами безопасности на производстве, в результате чего часто возникают аварии на шахтах.
Ужесточить административную ответственность чиновников
С усилением привлечения должностных лиц к административной ответственности увеличивается риск для чиновников города Линьфэнь, поскольку местные власти отвечают за аварии местных шахт. Губернаторов провинции Шаньси очень часто меняют из-за частых аварий на шахтах.
Теперь среди китайских чиновников распространены такие жалобы: «В прошлом мы всегда считали свою должность маленькой, а сейчас, наоборот, думаем, что наша должность слишком большая, потому что чем выше должность, тем больше ответственность». Должность мэра Линьфэнь подтвердила это.
Профессор социологии Гонконгского университета науки и техники Дин Сюелянь сказал, что прецедент Линьфэня, можно сказать, является прогрессом китайского общества экономического развития в течение последних 20 лет, а также является свидетельством коррумпированности чиновников и сговора между правительством и бизнесменами. Сейчас китайские власти опасаются, что с обострением конфликтов усилится недовольство в народе, поэтому ужесточили системы привлечения чиновников к ответственности, что является прогрессом.
Однако Динг Сюэлянь отметил, что в самой системе привлечения китайских чиновников к ответственности существуют непреодолимые трудности, что приводит к проблемам, которые предстают перед чиновниками города Линьфэнь. С одной стороны, местные чиновники должны отвечать за аварии на шахтах; а с другой, они очень слабы перед силами, сговаривающимися между правительством и бизнесменами.
Административная власть выше, чем авторитет правовых норм
За местными «угольными боссами» и другими заинтересованными группами стоят мощные силы, мэр Линьфэня не может решить проблемы с безопасностью производства, а также закрыть нелегальные угольные шахты и рудники, которые нарушают законы.
Также Дин Сюэлян отметил, что 15 лет назад некоторые должностные лица по управлению дорожным движением жаловались, что их должность не позволяет применить им соответствующие санкции к чиновникам, когда они нарушают правила дорожного движения и наказать их за нарушения.
Этот пример говорит о том, что проблема состоит в том, что не хватает авторитета правых норм. Если опираться только на административную власть, а не на законы, то ГАИ должна иметь уровень власти, эквивалентно властным структурам - в целях обеспечения эффективности применения законов. В правовом государстве сотрудники правоохранительных органов зависят от авторитета самого закона, а не от уровня должности.
Что касается конкретного города Линьфэнь, то власть хозяина угольной шахты выше власти мэра города Линьфэнь. Мэр не может эффективно реализовать законы,в результате чего попадает в трудное положение. Дело не в том, что мэр Линьфэня не хотел поступить как положено, а в том, что после вступления на должность он еще не успел разобраться в существующей расстановке сил.
«Трудно быть чиновниками провинции Шаньси» - это высказывание отражает основные проблемы китайской политики: использование административных методов управления, а не правовых полномочий; приоритет имеют связи, а не правовые нормы.