ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Официальная речь Си Цзиньпина: кто вырезал слова о конституционализме?

Великая Эпоха
Лидер Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин в Пекине 4 сентября 2014 года. Высказывания Си о конституционализме в его недавней речи не попали в официальные сводки, но их привели в других местах в интернете. Это вызвало у пользователей вопросы о том, почему так...

Лидер Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин в Пекине 4 сентября 2014 года. Высказывания Си о конституционализме в его недавней речи не попали в официальные сводки, но их привели в других местах в интернете. Это вызвало у пользователей вопросы о том, почему так... Фото: Линьтао Чжан/Getty Images

В недавней речи лидер Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин обсуждал конституционализм, но в официальных сводках таких его высказываний не было. Финансовый новостной сайт с либеральным уклоном Caixin затмил государственные СМИ, опубликовав полный текст речи Си, где выброшенные части находились вверху в серой выноске.

Что всё это означает, является открытой темой для обсуждения.

В Китае, где даже незначительные изменения в пропаганде власти могут нести важные сообщения от руководства, такое стечение обстоятельств вызвало у некоторых недоумение.

Верховенство права и конституционализм — это в Китае довольно щекотливые политические понятия. Одна из возможных причин, почему такие высказывания отсутствуют в каких-либо государственных репортажах, — это то, что Лю Юньшань, глава пропаганды и идеологии, проследил за тем, чтобы эти части были вырезаны из речи. Мотив такого поступка Лю может быть связан с борьбой за власть, которая сейчас сотрясает Коммунистическую партию Китая (КПК).

Лю Юньшань — член Постоянного комитета Политбюро, нервного центра партии, и что ещё более важно, это политический протеже бывшего лидера партии Цзян Цзэминя и главного конкурента Си Цзиньпина на сегодняшний день. Цзян Цзэминь имел склонность составлять руководящие кадры из тех, кто чем-то ему обязан, — о чём свидетельствуют кадровые перестановки в руководстве в 2002 и 2007 годах. Он и его ближайшее окружение также являются основными мишенями нынешней политической чистки Си Цзиньпина.

Как один из трёх должностных лиц в Постоянном комитете (всего он состоит из семи членов), которые, очевидно, преданы Цзяну, Лю Юньшань, скорее, может служить своему старому хозяину, цензурируя тексты Си, чем новому.

Другой возможный сценарий — то, что Си Цзиньпин намеренно использует деловой журнал Caixin, чтобы публиковать сообщения, которые неудобно распространять через официальные каналы. Caixin является союзником антикоррупционной кампании, публикуя на протяжении последних 18 месяцев эксклюзивные, инсайдерские детали снятия чиновников, и Си, как известно, дружил с основателем Caixin Ху Шули.

Упомянутая речь называется «Посвящается празднованию 60-летнего юбилея со дня основания Всекитайского собрания народных представителей».

Это обычная практика, когда китайский лидер рассказывает о том, что кадровые организации должны «иметь твёрдую веру в путь социализма с китайскими особенностями, веру в теорию и веру в систему».

Членам партии, кроме того, были даны указания «бороться ради осуществления китайской мечты возрождения китайской нации». В речи содержалось краткое изложение современной истории Китая с точки зрения коммунистической партии и делалось заключение, что КПК лучше всего подходит для того, чтобы вести Китай в будущее.

Официальный рупор КНР «Синьхуа» опубликовал как новость о самой речи, так и её «анализ». Анализы, проводимые официальными СМИ, часто являются для партийных пропагандистов средством, которое даёт возможность представить интерпретацию от третьего лица последних политических заявлений и объяснить эти заявления читателям в дальнейшем.

Но «Синьхуа» не приводит самого высказывания, того, как говорил сам Си Цзиньпин. Организация не ответила на вопрос по электронной почте о причине этого. Полные тексты выступлений Си Цзиньпина и других китайских руководителей обычно были доступны на «Синьхуа» или «Жэньминь жибао», рупорах ЦК партии.

А вот Caixin привёл полную речь, содержащую несколько ключевых, чувствительных политических фраз, не появившихся в сводке «Синьхуа» или последующих статьях. Caixin не ответил на запрос, в котором спрашивалось, где они взяли полный текст выступления.

Фразы, включённые Caixin и не включённые официальными каналами, были о том, что партия обязана «в правлении страной соблюдать конституцию», и что в Китае должно быть установлено верховенство закона, «власть обязана осуществляться в соответствии с конституцией».

Очевидно, ощутив важность этих требований, Caixin разместил их оба в своей аннотации к речи в серой выноске в самом верху, чтобы читатели не пропустили их (эти две фразы были расположены примерно в одной трети от начала речи, в середине абзаца о необходимости усовершенствования института Всекитайского собрания народных представителей).

Значимость этих фраз связана с тем, что конституционализм является пробелом в политике китайского режима. Конституционализм утверждает, что основой порядка и власти является закон, а не воля самозваной элиты, т.е. КПК. Си Цзиньпин сделал и другие подобные комментарии. Например, что «власть должна быть ограничена сводом законов».

Конституционализм в последнее время в Китае был постоянным предметом обсуждения среди партийных идеологов, реформаторов и вообще интеллектуалов, но эти идеи находятся в глубоком конфликте с идеологической ДНК партии.

КПК — марксистско-ленинская революционная организация, «союз рабочих и крестьян», как это подаёт нынешняя китайская конституция. Партия является инструментом «народно-демократической диктатуры». А отсюда неявно является источником порядка и власти — и всегда стоит выше закона или конституции.

Хотя политическое вмешательство Лю Юньшаня и является потенциальным объяснением того, почему в официальной прессе отсутствует речь и эти высказывания, за этим могут стоять пропагандистские распоряжения и самого Си Цзиньпина.

Цянь Ган, специалист по китайским СМИ, отметил в редакционной статье для китайской редакции Wall Street Journal, что в недавнем вышедшем в свет сборнике речей Си Цзиньпина не включены несколько его важных речей. Все они были связаны с конституционализмом.

Мэттью Робертсон и Юэ Хуа, Великая Эпоха


Читайте также:
Фильм «Варёная золотая жаба» вызывает насмешки над экс-лидером Китая Цзян
В крупнейшем китайском поисковике временно были доступны запрещённые запросы
Экс-глава КНР Цзян Цзэминь загнан в угол в Шанхае