ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Бывший китайский дипломат рассказал о контроле въезда и выезда неугодных режиму КНР граждан

Великая Эпоха
На протяжении многих лет правительство Китая использует манипуляции с документами, неугодных режиму групп граждан, чтобы создать им проблемы при выезде или въезде в страну, а также проживания за границей.

Чэнь Юнлинь на пресс-конференции рассказывает, как китайские власти через консульства и посольства пытаются контролировать деятельность китайцев за границей. 2005 год. Фото: The Epoch Times
Чэнь Юнлинь на пресс-конференции рассказывает, как китайские власти через консульства и посольства пытаются контролировать деятельность китайцев за границей. 2005 год. Фото: The Epoch Times
11 апреля китайские христиане провели митинг напротив китайского посольства в Нью-Йорке, протестуя против преследований в Китае своих единомышленников, сторонников Фалуньгун и арестованного недавно художника Ай Вэйвэя. Несколько выступающих на митинге рассказали о том, что китайские посольства и консульства безосновательно забирают у них паспорта, превращая их в людей «без гражданства».

Бывший Консул по политическим вопросам в посольстве КНР в Сиднее Чэнь Юнлинь рассказал The Epoch Times о методах, которые использует правительство КНР в этой области.

Прежде всего он указал на существование «чёрных списков». Тем, кто в них внесен, власти препятствуют выехать из страны, а если им удалось выехать, то вернуться назад практически невозможно. Режим КНР также обширно использует форму невыдачи виз, непродления паспортов, аннулирование паспортов и т.д.

Строгое наказание активистов для запугивания масс


Недавний случай с арестом в пекинском аэропорту известного художника Ай Вэвэя, который часто критиковал режим КНР, всколыхнул международную общественность. По мнению Чэня, режим просто отомстил ему, чтобы устрашить остальных.

«По отношению к правозащитным лидерам, к тем, кто осмеливается выделяться своей активностью в этой области, компартия всегда применяла политику “убить одного для устрашения сотен”. В религиозных, национальных, социальных и других областях - режим всё время использует эту политику, чтобы разделаться с наиболее смелыми и умными, и запугать всех остальных», — говорит он.

В качестве подтверждения своих слов бывший дипломат по памяти привёл слова начальника Государственного управления по делам религии КНР Е Сяовэня, которые тот сказал в китайском консульстве в Сиднее: «Чтобы справиться с этими подстрекателями к противостоянию правительству, в первую очередь надо жёстко наказать их лидеров, затем взяться за тех, кто следует за ними. Таким образом, простые люди увидят, что их ожидает в случае противостояния и сделают свой выбор».

Ограничение в выезде из страны


Чэнь Юнлинь также рассказал, что тем, кто может за границей испортить репутацию правительства компартии, власти разными способами препятствуют в выезде из страны.

Например, врач Гао Яоцзе неоднократно рассказывала о проблеме больных СПИДом в Китае, разоблачая многие скрываемые правительством факты. Выехать из страны ей удалось только после нескольких неудачных попыток.

Чэнь также сообщил, что власти КНР особое внимание уделяют сторонникам духовной практики Фалуньгун, которые пытаются выехать из страны. Особенно пристально следят за теми из них, кто подвергся пыткам в тюрьмах и лагерях.

«Режим боится, что они будут за границей свидетельствовать о преступлениях партии, расскажут правду о реалиях Китая всему миру, приведя пример пережитого лично ими. Поэтому власти предпочитают лучше снова заключить их под арест или отправить в тюрьму, нежели выпустить из страны», — поясняет Чэнь.

Выдворение из страны без права возвращения


Бывший сотрудник китайского консульства рассказал о ещё одной категории людей, которые вызывают раздражение правящего в Китае режима.

Это люди, которых трудно сломить, обладающие хорошими организаторскими способностями. Они не боятся тюрем и лагерей и, в то же время, известны за границей.

«Таких людей правительство вышвыривает из страны и препятствует вернуться назад. Власти считают, что если эти люди будут свободно курсировать, они могут привозить информацию из-за рубежа и рассказывать информацию о Китае за рубежом. Этого режим допустить не может. К тому же эти люди, как правило, очень хорошие организаторы и лидеры. А компартия больше всего боится именно организованных протестов в стране. Поэтому правительство старается ограничить их влияние международным сообществом и не допускать его внутри Китая», — поясняет бывший дипломат.

Аннулирование паспортов и отказ в выдаче виз


Последовательница Фалуньгун Дань Вэй в Вашингтоне требует, чтобы китайское посольство вернуло ей паспорт. Фото: The Epoch Times
Последовательница Фалуньгун Дань Вэй в Вашингтоне требует, чтобы китайское посольство вернуло ей паспорт. Фото: The Epoch Times
Частые случаи отказа со стороны китайских консульств: в продлении паспорта, аннулирование паспорта, а также отказ в выдаче визы, происходят из политических соображений. При этом главными объектами этой политики становятся демократические активисты, сторонники Фалуньгун, люди, которые поддерживают тибетцев и т.д.

«Всё происходит очень просто: Министерство Госбезопасности КНР предоставляет специальный список и всем, кто в нём находится, просто отказывают в выдаче визы. Например, такие известные активисты как Ян Цзяньли, Ван Цзюньтао, Ван Дань и многие другие, которых очень боится режим КНР. Многие из них выехали после восстания студентов и теперь власти запрещают им вернуться. Они стали вынужденными беженцами», — говорит собеседник издания.

Ограничения во въезде, нелояльным компартии, иностранным китаистам


В «чёрных списках» компартии Китая есть также немало западных китаистов. Эти люди, среди которых профессора, преподаватели, учёные и т.д., очень много знают о Китае и их нелегко обмануть, как обычных туристов, витринными городами или поверхностной показухой.

«Они очень хорошо знают происходящее в современном Китае и дают этому трезвую и объективную оценку. А их эта оценка равносильна удару по компартии, так как они вскрывают всё, что режим тщательно пытается скрыть от общественности. Причём делают это профессионально и аргументировано. Так как они люди компетентные, то их статьи, выступления и т.п. имеют большое влияние. Поэтому им и ограничивают поездки в Китай», — говорит Чэнь.

При этом китайские власти широко поддерживают, лояльных себе, западных политиков и китаистов, которых они называют «друзьями китайского народа».

«Эти люди не критикуют режим КНР, а наоборот хвалят его. Фактически они являются спикерами компартии Китая за границей», — продолжает Чэнь.

Консульства Китая запугивают заграничных китайцев


В Китайских посольствах и консульствах широко распространена практика создания помех в оформлении документов китайским гражданам, проживающим за границей. Их часто предупреждают: «Если ты совершил ошибку, будешь наказан. Если ты не координируешь с нами, то не получишь от нас желаемое». Чэнь говорит, что эту информацию китайцам также передают и через лидеров различных китайских общин, союзов эмигрантов, студенческих союзов и т.п., большинство из которых являются людьми компартии.

Всё это создаёт для китайцев атмосферу страха и напряжения, в результате они боятся открыто выражать критику правительства и участвовать в мероприятиях, которые не поддерживает компартия.

«Стоит сказать, что эта политика имеет эффект. Многие китайцы действительно начинают заниматься “самоцензурой” и без посторонней помощи не делают того, что могло бы не понравиться компартии. Несколько лет назад в Сиднее проводили празднования китайского Нового года. Мероприятия организовывали местные эмигранты, но при этом они не разрешили участвовать последователям Фалуньгун. То есть компартия им ничего не приказывала, они просто хотели угодить консульству КНР, которое, кстати, их потом за это похвалило», — говорит бывший дипломат.

Он привёл ещё один пример с концертами Shen Yun: «Некоторые китайские эмигранты прямо сильно боятся пойти посмотреть концерт этой труппы, опасаясь, что потом посольство не даст им визы или создаст какие-нибудь другие проблемы».