ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В преддверие 60-летия основания КНР китайские власти начали усиливать давление на правозащитников

Великая Эпоха
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Китай. Китайские власти ещё больше усилили подавление адвокатов-правозащитников, многих из которых в последнее время лишили прав на занятие профессиональной деятельностью. Под предлогом неуплаты налогов, была закрыта располагавшаяся в Пекине, неправительственная правозащитная организация «Open Constitution Initiative».

Газета World's Daily 29 июля опубликовала аналитическую статью под названием «Китайские адвокаты, подвергшиеся неприятностям». В статье говорится, что в ближайший год число адвокатов в Китае впервые может превысить число судей. В настоящее время в Китае насчитывается 190 тыс. адвокатов. Несмотря на то, что для страны с таким большим числом жителей это не много, однако если учесть, что в Китае профессия адвоката появилась только после «Культурной революции» (1965 – 1976 гг), а до 1996 года вообще не было частных адвокатов, то такое развитие выглядит довольно не плохим, говорится в статье.

В статье также отмечается, что хотя деятельность китайских адвокатов становится всё более независимой,   адвокаты-правозащитники в последнее время всё чаще подвергаются нападкам. В июле этого года пекинское управление юстиции лишило адвокатской лицензии 53 адвоката, которые не прошли так называемые экзамены. Сразу вслед за этим под предлогом уклонения от уплаты налогов была закрыта пекинская неправительственная правозащитная организация «Open Constitution Initiative».

Аналитики считают, что все эти события предваряют начало нового витка подавления со стороны правительства. Адвокатов не только лишают лицензий, к ним применяют физическую расправу и лишение свободы. Компартия утверждает, что хочет создать гармоничное общество, при этом она рассматривает адвокатов, как помеху своим планам. Однако их преследование  всё дальше уводит страну от социальной стабильности, говорится в статье. 

В другой аналогичной статье этого издания, опубликованной 31 июля, сообщается, что после закрытия организации «Open Constitution Initiative», была проведена так называемая проверка пекинского Центра «YIRENPING» –  неправительственная организация, оказывающая юридическую помощь больным гепатитом А и СПИДом. После проверки у Центра было конфисковано 90 экземпляров брошюр, рассказывающих о дискриминации по отношению к этим больным на государственном уровне.

Далее список событий продолжил арест одного из руководителей организации «Open Constitution Initiative» Сюй Чжиюна, которого рано утром 29 июля увела полиция, и до сих пор нет никакой информации об его местонахождении.

Анализируя эти и многие другие подобные события, происходящие в последнее время в Китае, авторы статьи склоняются к тому, что всё это происходит в процессе так называемой подготовки к празднованию 60-летия КНР, которое состоится в октябре этого года. Указывается, что некоторые руководители страны рассматривают независимые правозащитные организации, как угрозу.

Британская газета The Times 30 июля на всю полосу опубликовала статью корреспондента побывавшего на пресс-конференции в Токио, которую организовала лидер уйгуров Ребия Кадир. В статье говорится, что хотя  Ребия и привлекла к себе большое внимание международной общественности, но она абсолютно не представляет никакой опасности для территориальной целостности Китая. Она коммерсант, состоятельная и добрая женщина, мать, однако именно из-за неё китайские лидеры взывают министров иностранных дел и вручают им ноты протеста, китайские хакеры атакуют вебсайты, сообщающие положительную  информацию о ней, из-за нее небольшой кинофестиваль в Мельбурне китайские власти превратили в центр атак и критики, указывает автор статьи.

Многие западные журналисты уже стали сравнивать Ребию Кадир с Далай-ламой. Сама же она сказала корреспонденту The Times, что планирует действовать также как и Далай-лама, ездить по разным странам и рассказывать миру правду о ситуации в Китае, а также добиваться свободы для уйгуров. Однако она подчеркнула, что она не будет, как Далай-лама, ждать 50 лет. Она также ясно заявила, что добивается мирных реформ и что не имеет никаких связей с группировкой «Восточный Туркестан», которые ей приписывает китайское правительство.