Китайская полиция открыла огонь по тибетским крестьянам. Ранено 15 человек
Великая Эпоха
Китай. 15 мая в населенном тибетцами поселке провинции Ганьсу солдаты вооруженной милиции открыли огонь по крестьянам, мирно протестовавшим против расширения цементной фабрики, наносящей ущерб окружающей среде.
По данным выступающей в защиту прав тибетского народа организации International Campaign for Tibet (ICT), в больницы с ранениями отправлены 15 человек, хотя никто не погиб.
Утром 15 мая жители 11 деревень в границах поселка Маданг уезда Лабранг (кит.: Xiahe) собрались у комплекса цементной компании “Xiahe Amdo Cement Co. Ltd.”, чтобы передать властям петицию с требованием усилить контроль за выбросами производства. Как сообщила гонконгской South China Morning Post местная жительница из числа ханьцев, вскоре участники протеста были окружены служащими вооруженной и обычной милиции; четверо были арестованы. По ее словам, "тибетцы были очень возмущены и выражали сильное недовольство тем, что фабрика загрязняет среду".
В петиции крестьяне требовали провести тщательную проверку пылевых выбросов, а также просили освободить занятую фабрикой старую дорогу в Яршул (кит.: Yaxiu) и вывести производство цемента из буддийского священного места.
Построенная в 1985 году фабрика первоначально находилась в собственности государства, но в 1998-м была приватизирована. С тех пор предприятие, где занято 600 рабочих, вошло в число крупнейших производителей цемента в провинции Ганьсу. Жители деревни сетуют, что с увеличением выпуска цемента на фабрике в 2009 году стало трудно открыть глаза из-за невероятного количества пыли, которую она извергает. "Из-за огромного объема пыли, которую выбрасывает производство, у нас, живущих неподалеку от цементной фабрики, значительно – более чем на 60% - сократились сельскохозяйственные угодья", говорится в петиции.
Пастбища стали серыми, и трава на них растет медленнее, констатируют крестьяне. "Коровы и овцы больше не могут питаться травой, растущей на отравленных склонах, – из-за этого нам приходится покупать участки для выпаса в других местах. Наши естественные луга утратили свои функции по прокорму скота. И это серьезно повлияло на нашу жизнь", отмечается в документе. Далее тибетцы добавляют, что после провала переговоров с руководством фабрики у них не осталось иного выбора, кроме обращения с петицией к органам правительства.
После массовых волнений, вспыхнувших весной 2008 года, однопартийный режим усилил присутствие вооруженной милиции в населенных тибетцами регионах. В марте, когда отмечалась вторая годовщина протестов, с целью предотвратить публичные манифестации меры безопасности были ужесточены особо, однако стихийные протесты все равно происходили. 14 марта в уезде Мачу той же провинции Ганьсу около 20 тибетских школьников вышли на улицу с призывом к освобождению Тибета.
Последний протест в населенном тибетцами регионе стал самым крупным с 2008 года, но его причины имеют значение для всего материкового Китая, где разрушение окружающей среды входит в список основных источников социальной напряженности. Накопившиеся после трех десятилетий головокружительного экономического роста серьезные экологические проблемы уже приводили к демонстрациям и даже беспорядкам.
Эксперты по проблемам окружающей среды неоднократно выражали обеспокоенность по поводу интенсивной деятельности горнодобывающих компаний на Цинхай-Тибетском нагорье с его хрупкой экологической системой. Правительству следует пересмотреть подход к экономическому развитию на территории нагорья, подчеркивает специалист по окружающей среде из Пекина Ван Юнчэн (Wang Yongchen), поскольку это развитие невозможно продолжать, не нанося ущерба окружающей среде.
Инцидент в уезде Лабранг последовал за массовыми протестами в уезде Маркхам (кит.: Манкан) округа Чамдо Тибетского автономного района (ТАР), где в 2009 году уже происходили выступления против попыток горнодобывающей компании вести работы на горе Сер Нгол Ло (Ser Ngul Lo, по-тибетски "Год золота и серебра"), которая местными жителями почитается как священное место. По сообщению Radio Free Asia (RFA), на этот раз массовые протесты направлены против рудников в Цонгшен (Tsongshen), Чотен (Choeten) и Дешо (Deshoe) в исторической провинции Кхам. В больницы с ранениями помещены две женщины и трое мужчин: один из пытался покончить с собой, используя осколки от разбитой бутылки, другие пострадали от ударов дубинками и слезоточивого газа.
По словам местных жителей, с 8 мая поселение Цонгшен, где размещены пять тысяч солдат вооруженной милиции, “практически заблокировано”. С целью возобновления работ на рудниках сюда направлены из Лхасы так называемые рабочие группы, которые совместно с чиновниками из уездов Чамдо и Маркхам обходят дома, проводя пропаганду горнодобывающих проектов, а попутно и осуществляя обыски. Партийный босс ТАР Чжан Цинли приказал продолжать разработки, даже если для разгона протестов понадобится применять силу.
В 2009 году власти дали горнодобывающей и лесной компании “Zhongkai Co.” разрешение вести добычу в районе горы Сер Нгол Ло, где местные тибетцы традиционно проводят религиозные ритуалы в случае засух и других стихийных бедствий. Настойчивые и яростные протесты крестьян завершились только после обещания, что разработки будут прекращены, хотя и без разъяснений относительно оставшихся в этом месте отходах добычи руды, отравляющих среду.
4 мая были арестованы 13 тибетцев, в том числе 4 предпринимателя и монах из уезда Маркхам, которые задержаны в Лхасе, а также 8 активистов, отправившихся с петицией в Чэнду, административный центр провинции Сычуань. По сведениям RFA, все задержанные возглавляли акции протеста в 2009 году, заставившие прекратить работы на священной горе.