Китай. Мощный экономический рост Китая продолжает вызывать дискуссии о его влиянии в мире. Во время переговоров между США и Китаем летом 2009 года, президент Барак Обама сказал, что отношения с Китаем «сформируют 21 век».
Джеймс Малдуна, член Научного совета Центра Глобальных Изменений и Управления Университета Ратгерс, поделился своими взглядами на Китай и пониманием того, как изменится новое столетие под его влиянием. Он выступил с речью на форуме «Китай: утверждение нового мирового порядка», который состоялся в Университете Дрексел в Филадельфии.
По словам Малдун, новое столетие станет тихоокеанским или азиатским столетием. Малдун считает, что Америка уступает мировое лидерство Азии. Он сказал, что Азия наращивает экономическую и политическую мощь, в то время как в Америке понижение уровня морали и отсутствие принципов привели к тому, что она не сможет оставаться лидирующей нацией.
Сравнивая высокий рост внутреннего валового продукта Китая с застойной экономикой на Западе, Малдун заявил, что система государственного контроля Китая ‘работает”, чего не скажешь о системе свободной экономики Запада.
Быстрый рост нездоровой экономики
«Это ошибочная точка зрения», - сказал по этому поводу Артур Валдрон, почетный профессор кафедры Международных отношений Пенсильванского Университета. Он является членом правлений организаций «Freedom House» и «Jamestown Foundation». Профессор Валдрон также является консультантом Министерства обороны и Бюро Директора Национальной Разведки. Он часто выступает в Конгрессе.
По словам Валдрона, в китайской экономике существуют три проблемы:
1) сильная зависимость от экспорта: зарубежный экспорт составляет до 39,7% от внутреннего валового продукта Китая, что делает большую часть экономики Китая зависимой от экпорта;
2) крайне низкий покупательный спрос на внутреннем рынке: уровень покупательной способности Китая в 2007 году составил 35% по сравнению с 70% в США и 56% в Японии;
3) огромные правительственные расходы: 55% внутреннего валового продукта Китая - это правительственные затраты и инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство дорог, зданий. Это более чем в два раза превышает процент в США (20%).
Профессор Валдрон отметил, что крупные правительственные проекты, как правило, не приносят прибыли. Правительство Китая попросту транжирит сбережения китайского народа на крупные проекты во имя собственного прославления. «Это нельзя назвать здоровой экономикой», - заключил он.
Д-р Джейсон Ма, аналитик китайского происхождения, часто комментирующий новостные программы телевидения «New Tang Dynasty», утверждает, что быстро растущая китайская экономика основана на труде миллионов рабочих-мигрантов. «Примерно 80% населения Китая живет в сельских районах - это так называемое «сельское население». Большинство из них живет за чертой бедности. Миллионы из них отправляются в города в надежде найти работу на стройках, заводах.»
Ма считает, что такие люди являются самой многочисленной дешёвой и работоспособной рабочей силой в мире: они трудятся безостановочно - помимо трёхразового питания и нескольких часов сна в сутки, им больше нечем заняться - в городе у них нет ни семьи, ни друзей. Кроме самого необходимого для жизни, они ничего не покупают.
Ма отметил, что эти рабочие-мигранты и есть настоящие невоспетые герои экономического «чуда» Китая. Наличие такого огромного числа наёмных рабочих также объясняет столь низкий уровень потребительского спроса (потребительская способность) на местном рынке во внутреннем валовом продукте Китая.
История китайского рабочего - строителя Вэй Чжунвэня - получила Пулитцеровскую премию журнала «Wall Street Journal» в 2007 году за лучший международный репортаж. По мнению Пола Е. Стейгера, главного редактора «Wall Street Journal», история Вэя - это «история двух миллионов рабочих-мигрантов, участвовавших в гигантских подготовительных работах Пекина к Олимпийским Играм 2008 года. Это история о лишениях, достойных пера Диккенса, история, вызвавшая широкие отклики и многочисленные пожертвования от читателей со всего мира».
Китайское правительство - эффективно или неполноценно?
Китайское правительство, ловко используя контролируемую экономику, создало много крупных инвестиционных проектов. Ма сказал, что для сторонних наблюдателей легко увидеть «эффективность» китайского правительства, а не страдания и лишения китайского народа. Например, осуществляя проект плотины «Трёх ущелий», правительство конфисковало земли фермеров, выселило из домов десятки тысяч людей, выплатив им или незначительную компенсацию, или вовсе ничего не заплатив. Ма отметил, что такого рода «эффективность» несопоставима с действиями ни одного правительства в демократическом обществе.
Китайское правительство также весьма ‘преуспело’ в улаживании различных жалоб и прошений, поступающих от рабочих, фермеров и активистов, выступающих за права человека, - партия просто направляет войска для их усмирения. В 2004 году 90 тысяч фермеров провинции Сычуань, отчаявшихся получить ответ на свои жалобы по поводу отнятых у них земель для строительства плотины, осмелились выступить с протестом. Правительство направило 10 тысяч военнослужащих для решения этой проблемы. Принятые меры ‘безопасности’ не намного отличались от тех, что привели 20 лет назад к кровавой расправе на площади Тяньаньмэнь.
Десятки лет китайское правительство успешно поддерживало социальную «стабильность» и «гармонию», необходимые партии для поддержания экономического роста Китая.
В прошлом месяце в колонке комментатора «Wall Street Journal» Министр финансов Тимоти Ф. Гейтнер в соавторстве с Госсекретарём Хилари Клинтон опубликовал свои взгляды на взаимоотношения США и Китая. В конце была приведена известная китайская поговорка: «Находясь в одной лодке, необходимо всем вместе мирно пересечь реку».
Ма сказал: «Когда 60 миллионов китайцев раскачивают лодку китайской коммунистической партии, то, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно благоразумно всё взвесить».
«Вода может не только удержать лодку на плаву, она может её также и потопить», - так звучит известное высказывание императора Тайцзуна династии Тан (599-649 нашей эры). Во время правления этой династии, Китай достиг вершины процветания экономики, культуры и искусства. Используя приведенное изречение, можно провести такую аналогию: люди (вода) могут удерживать правительство (лодку) на плаву, но они могут также и потопить правительство.